|
Мадина Меирманова С начала февраля на пространстве ЕАЭС начало действовать правило: вывозишь наличные деньги в сумме свыше 100 тысяч долларов - подтверди их происхождение. Вопрос “Откуда финансы?” сейчас все чаще задают в разных странах. И все громче звучит международный глас, что главными нарушителями чистоты денег являются коррумпированные чиновники
Организация объединенных наций решила создать специальную группу по возврату выведенных коррупционерами в офшоры народных денег. “Средства налогоплательщиков не должны оседать на счетах коррупционеров в зарубежных банках или вывозиться в офшорные зоны. Эти деньги необходимо находить и возвращать в страны их происхождения, где они должны пойти на создание рабочих мест, строительство больниц, школ и дорог. Решение этой задачи будет поручено новой группе ООН”, - говорилось в заявлении ООН. Конечно, начинание ООН благое. Как сказал председатель 74-й сессии Генеральной ассамблеи ООН Тиджани Мухаммад-Банде: “Повестка дня в области развития на период до 2030 года - это план построения более благополучной жизни на планете... Утечка активов ведет к истощению государственных бюджетов, что ограничивает возможности государств обеспечивать развитие”. Вопрос лишь в том, как будут доказывать законность происхождения активов? Разумеется, если счет принадлежит чиновнику, то вопрос отпадает сам собой. Но чаще всего деньги переводят на счета компаний, отношение к которым нечистых на руку чинуш не всегда столь ярко просматривается, чтобы можно было легко доказать причастность денег к коррупции. Например, по данным партии “Ак жол”, из Казахстана в офшоры незаконно вывели 167 миллиардов долларов (сумма сопоставима с размером всего внешнего долга республики). Правда, в партии не уточняют, в чем проявляется законность или незаконность вывода этих денег. Дело в том, что владение компаниями в офшорах законно и не противоречит казахстанскому законодательству. И пользуются этим не только казахстанские компании: страсть к снижению налогов присуща любому бизнесу. Другое дело, что сокрытие настоящих владельцев, которые предоставляют некоторые офшорные территории, позволяет использовать офшорные возможности для отмывания криминальных денег, государственной коррупции и мошеннических операций.
Несколько лет назад разгорелся международный скандал, когда всплыло “панамское досье”, в котором оказались фамилии ряда казахстанских высокопоставленных чиновников (среди которых были и казахстанские), владеющих активами в офшорных территориях (правда, большинство этих чиновников заявляли, что это подлог и никаких счетов и фирм “где-то там” у них нет и не было). Однако сам факт появления ФИО чиновников в числе владельцев или совладельцев различных фирм вызвал шквал (впрочем, быстро погасший) скандалов. Тогда было сказано, что 18 казахстанских компаний (в том числе и контролируемые государством, например, “Тенгизшевройл”, “КазМунайГаз” и “Разведка Добыча “КазМунайГаз”) вывели за рубеж около 12,5 миллиарда с помощью экспортно-импортных сделок. Правительству было дано задание ужесточить законодательство на предмет усложнения вывода денег и даже поговорить с крупными бизнесменами, чтобы те вернули капиталы на родину. Впрочем, если посмотреть, что за три прошедших года размер ушедших денег вырос со 140 до 167 миллиардов, то ни разговоры по душам, ни ужесточение правил не подействовали. И вот с 4 февраля на пространстве ЕАЭС появилось интересное правило: при вывозе с территории Союза наличных денег выше 100 тысяч долларов необходимо подтверждать законность происхождения денег. Это, видимо, один из способов сдерживания коррупционного происхождения денег. Интересно, что во время последней легализации капитала в Казахстане (2014-2016 годы) граждане легализовали 4,1 триллиона тенге деньгами (остальное в имуществе), из которых 614 миллиардов (около двух миллиардов долларов по курсу 2016 года) находились на банковских счетах за рубежом. То есть, если отталкиваться от того, что 140 миллиардов - незаконные деньги, то юридически “обелились” меньше полутора процентов выведенного. Впрочем, повторимся: в офшоры могли уйти средства вполне законные. Например, Общий объем денег, отправленных через международные системы денежных переводов (СДП) за рубеж, за январь - сентябрь 2019 года составил 473,8 миллиарда тенге, или около 1,2 миллиарда долларов. Вполне законные перетоки вроде бы. Но среди них были и те, что юридически подконтрольны и даже физически законны, но фактически могли подпадать под те самые “схемы вывода коррупционных денег”. Например, когда компания из Казахстана выступает якобы посредником и перечисляет за рубеж денежные средства за поставку товаров или услуг (особенно популярна схема с услугами, потому что проконтролировать экспорт услуг вообще невозможно) в другие страны. А это, собственно, именно так схема, по которой уводятся (официальными переводами) за рубеж откаты и взятки. Потому что позволяет беспрепятственно выводить деньги в обход валютного контроля. И как доказать незаконность этих законных схем? В Казахстане все чаще задерживают разного уровня чиновников по обвинениям в коррупции. Однако пока еще ни разу не было случая, чтобы даже крупный задержанный чиновник возвращал украденные из бюджета деньги из-за рубежа.
Нур-Султан |