Ботагоз Омар
Средства, выделенные на строительство “храмов знаний”, используются бесконтрольно и “не на то”. К такому выводу пришли специалисты Счетного комитета по итогам проведенных ревизий. Во многом это объясняет низкую скорость и недостаточное качество работ по возведению социальных объектов
Ревизоры изучили ситуацию лишь в шести регионах страны: в Алматинской, Атырауской, Кызылординской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях, и получили весьма красноречивые результаты. Как выяснилось, чиновники допустили нарушения в использовании бюджетных средств на сумму более пяти миллиардов тенге. А потому неудивительно, что представителями Счетного комитета был сделан вывод о том, что при использовании целевых трансфертов в регионах не были достигнуты ожидаемые результаты. К примеру, центральная проблема, касающаяся ликвидации школ с трехсменным обучением, так и осталась нерешенной. По-прежнему в 51 школе Кызылординской, Алматинской и Южно-Казахстанской областей учащиеся обучаются в три смены.
Качество строительства также оставляет желать лучшего. Многим казахстанцам запомнились случаи обрушения еще не введенной в эксплуатацию школы в Талдыкоргане и ситуация с обвалившейся крышей спортивного зала в новой столичной школе №17. Не говоря уже о “незначительных” трещинах в “свежих” “храмах знаний”, протекании кровли в них и отклонениях от строительных нормативов.
Вместо запланированных в 2006-2008 годы 75 объектов образования, которые должны были распахнуть свои двери для учеников Южно-Казахстанской, Кызылординской и Атырауской областей, фактически введено в эксплуатацию 33. При этом, по официальным данным, индекс цен на строительно-монтажные работы и элементы их технологической структуры в 2008 году существенно не изменился.
Тем не менее за последние 3 года в Южно-Казахстанской области за счет средств республиканского бюджета удалось увеличить стоимость строительства по 21 объекту на общую сумму 2,2 миллиарда тенге. В этой связи сложилась парадоксальная ситуация: по данным Министерства образования и науки, в ЮКО стоимость одного ученического места составляет 1,2-1,4 миллиона тенге, “обогнав” в этом рейтинге столицу, известную одними из самых высоких в стране ценами на строительные работы. Для сравнения: в Астане одно ученическое место обходится казне в 940-960 тысяч тенге.
В вопросах возведения объектов здравоохранения - аналогичная ситуация. Сумма, необходимая для строительства медицинских учреждений, возросла с 6 миллиардов тенге (по 24 объектам) в 2007 году до 7,3 миллиарда (по 17 объектам) в 2008 году. Всего за 3 последних года на возведение социальных объектов было дополнительно запрошено 22 миллиарда тенге.
Между тем, несмотря на то, что подобные факты нарушений выявляются из года в год, количество мест в больницах и школах на деле не меняется. И ситуация как с трехсменным обучением, так и с переполненными медицинскими учреждениями по-прежнему остается острой. А потому лицам, ответственным за исполнение президентской программы “100 школ, 100 больниц” на местах, необходимо ставить реальные сроки по сдаче объектов и гнаться не за количеством, а за качеством. В регионах часто встречались случаи, когда в договоре с подрядчиком специалисты “забывали” указать сроки ввода, при этом заранее оплачивая его работы. Это заведомо открывает подрядчикам возможность к затягиванию сроков строительства и удорожанию стоимости проектов. И навевает на мысли, что случайностей в этом вопросе не бывает...
Астана |