|
Алла Иванилова Во многих странах общественные работы как вид наказания за преступления небольшой и средней степени тяжести доказали свою эффективность. В Казахстане есть все возможности для применения этой меры, но, видимо, нет желания у властей таким образом исправлять преступников
Сегодня в Казахстане взяли курс на гуманизацию уголовной политики, а это значит, что государство должно применять другие эффективные меры наказания, не связанные с лишением свободы. Известно и доказано, что тюрьма порой не исправляет человека, а, наоборот, под воздействием определенных там условий создает еще больше предпосылок, чтобы встать на “кривую дорожку”. Да и с экономической точки зрения это не оправданно - содержание мест не столь отдаленных ложится тяжким бременем на бюджет страны. Поэтому все большее распространение имеют альтернативы тюремному заключению, при этом наиболее распространенными их видами являются общественные работы. Это выгодно всем - государству не надо тратить значительные финансовые средства на содержание армии работников, которые убирают улицы, выполняют работы при строительстве социальных объектов. Оно получает бесплатных работников, а учитывая, сколько в Казахстане совершается правонарушений, их будет немало. Такой подход выгоден и самим нарушителям закона - лучше мести улицы, чем сидеть “на нарах”. Их права ограничивают в минимальной степени - осужденного не изолируют от общества, он не несет финансовое бремя, не теряет место работы или учебы, не прерывается его связь с членами семьи. Единственное - он работает бесплатно, ему не начисляется трудовой стаж, и он должен отбывать наказание в выходные дни или во время трудового отпуска. Как показывает практика, такой подход позволяет соединить главную цель любого наказания - исправление нарушителя общественно полезным трудом, приносящим пользу обществу и способствующим экономии бюджетных средств. Так, в Норвегии только 25 процентов ранее осужденных к общественным работам лиц повторно совершили преступления. В то же время среди осужденных к тюремному заключению около 60 процентов пошли на рецидив. В Дании схожие показатели - 42 и 54 процента соответственно. Следует отметить, что при исследовании учитывался двухлетний период, следующий за отбытием наказания. Идея стара, как мир, - труд облагораживает человека. Причем общественные работы не являются новым видом наказания. Одно из первых упоминаний относится к Уголовному кодексу Италии 1889 года. Такие работы также предусматривались в Своде законов по уголовному наказанию России 1832 года. В современном мире впервые это наказание ввели в Уголовный кодекс Швейцарии в 1971 году. Согласно этому кодексу общественные работы применяли только к несовершеннолетним в возрасте от семи до 18 лет. Применение этого вида наказания даже рекомендуется Минимальными стандартными правилами ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила 1990 года). В Казахстане общественные работы как самостоятельный вид наказания появились с принятием действующего Уголовного кодекса в 1998 году. Бесплатные общественно полезные работы назначают исключительно по приговору суда и только за совершение преступлений небольшой и средней степени тяжести, устанавливают на срок от 60 до 240 часов, отбывают не свыше четырех часов в день. Их выполняют осужденные в свободное от основной работы или учебы время, если осужденный не имеет постоянного места работы или не занят на учебе до восьми часов в день, но не более 40 часов в неделю. Вид работ определяют местные исполнительные органы. Но зачастую к ним относятся уборка бытовых отходов, очистка территорий от снега, мусора, наледи, обрезка, побелка деревьев. Этот вид наказания применяют не ко всем гражданам. Учитывая, что предполагается определенная физическая нагрузка, общественные работы не назначают женщинам в возрасте свыше 50 лет, мужчинам свыше 60 лет, беременным, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам первой и второй группы. В то же время такую меру наказания могут назначить несовершеннолетним. Однако в Казахстане общественные работы не получили широкого применения. Об этом свидетельствует статистика - из всех видов наказаний, примененных в 2017 году, ограничение свободы составляет 59,7 процента (в отношении 35 239 человек), общественные работы - 11 процентов (6442 человека). Также спектр видов деятельности, используемой в качестве общественно полезных работ, ограниченный и в основном сводится к уборке улиц. Вместе с тем, как показывает практика стран дальнего и ближнего зарубежья, они могут быть успешно использованы для благоустройства и озеленения территорий, очистки водоемов, содержания и развития лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма, сезонных сельскохозяйственных работ, ремонта социально-культурных объектов, жилищного фонда, автомобильных дорог, благоустройства дворовых территорий, выполнения неквалифицированных работ в больницах и других социальных объектах, оказания помощи пожилым людям и инвалидам на дому. Таким образом, поле деятельности для использования бесплатного труда осужденных большое. Актуальность совершенствования организации общественных работ повышается в связи с тем, что в рамках исполнения общенационального плана мероприятий по реализации Послания главы государства “Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции” предстоит значительное расширение сферы их использования, поскольку их дополнительно вводят в качестве наказания по более чем 240 составам преступлений небольшой и средней тяжести. Учитывая это, депутаты выдвигают ряд инициатив. В частности, привлекать осужденных к общественно полезному труду в соответствии с имеющейся у них квалификацией, а также для развития различных трудовых навыков. Предусмотреть работы, ориентированные на женщин, несовершеннолетних и пожилых людей. А также в качестве альтернативы предоставить осужденным индивидуальным предпринимателям оказывать свои услуги населению бесплатно в течение определенного времени.
Астана |