|
Алла Иванилова
После некоторого затишья тема иностранного усыновления снова стала бурно обсуждаться на высоких трибунах. Причиной ожившего интереса стала Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, которую на протяжении нескольких лет Казахстан никак не ратифицирует
Вопрос иностранного усыновления давно будоражит общество. Одни ратуют за отмену этого права. Мол, пусть наши сироты недоедают, хворают, страдают, но зато на родине. Как вариант противники иностранного усыновления предлагают усовершенствовать Закон “О патронатной системе”, увеличив пособия отечественным семьям, взявшим на воспитание детдомовского ребенка. Другие, наоборот, считают, что лучше отдать ребенка на воспитание зарубежным “мазер энд фазер”, которые вылечат его и обеспечат ему достойное будущее.
В свое время депутаты второго созыва, рассматривая этот вопрос, говорили, что лучше сами возьмут по ребенку и даже несколько детей из детдома, чем разрешат это сделать иностранцам. Однако тех, кто выполнил это обещание, единицы. Кстати, и среди министров есть такие, кто воспитывает усыновленных детей. Но даже если бы каждый народный избранник и министр взял по ребенку, а то и двух, проблема бы не решилась. Наши граждане не хотят усыновлять больных детей. Приходя в детский дом, они выдвигают ряд требований: чтобы ребенок был соответствующего пола, национальности, возраста (до 3 лет) и без физических и умственных патологий.
Сегодня в стране насчитывается 16 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся на полном государственном обеспечении.
В республике 27 домов ребенка. Ежегодно в них поступает 1800-2000 новых “постояльцев”. 98 процентов всех детей, проживающих в таких учреждениях, имеют какие-либо патологии. У более половины - различные психические расстройства. Желает лучшего и материально-техническое оснащение домов ребенка: 38 процентов находятся в неприспособленных помещениях, некоторые не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам, не хватает врачей.
|
Дети - лучшие люди. Берегите их! |
Казахстан, ратифицировав в 1994 году Конвенцию ООН о правах ребенка, тем самым разрешил усыновление гражданами другой страны, если у себя на родине ребенок так и не обрел родителей. Поэтому говорить сегодня о запрете такого явления бессмысленно. Мы не можем нарушать международные нормативно-правовые акты, которые превалируют перед отечественным законодательством. Сегодня надо не дискутировать, а урегулировать этот процесс.
Сейчас встал вопрос о ратификации еще одной Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, так называемой Гаагской конвенции. Данный документ - своеобразная “страховка” иностранного усыновления. Он призван обеспечить защиту интересов усыновляемого ребенка, уважение его основных прав и предотвращение похищений, продажи или торговли, а также контроль со стороны обоих государств за законностью процесса и устройством в новой семье. Этот международный акт, который ратифицирован 74 странами, “завис” в нашей стране. Правительство неоднократно его презентовало и призывало депутатов одобрить, однако те находили различные доводы. То возвращали его, то продлевали срок ратификации, мотивируя тем, что основными усыновителями являются граждане США, а эта страна подписала, но еще не ратифицировала Гаагскую конвенцию. Следовательно, на нее пока не ложатся никакие обязательства, и нет никакой гарантии, что там не будут плохо обращаться с казахстанскими детьми. Народные избранники предлагали разработать новый, дополнительный, законопроект, по которому страны, не ратифицировавшие Гаагскую конвенцию, не имеют права усыновлять наших маленьких граждан.
“Защитники” же Гаагской конвенции призывают депутатов не бояться данного документа и ратифицировать его. Они уверены, что нежелание законодателей прежде всего связано с нашим менталитетом - все хотят, чтобы что-нибудь случилось, но все боятся, кабы чего не произошло. Начитавшись “страшилок” о том, что иностранцы убивают, издеваются, продают на органы усыновленных детей, законотворцы не идут на такой шаг. Между тем сторонники Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления констатируют, что таких прецедентов с казахстанскими детьми за рубежом не было.
Астана
Начиная с 1999 года иностранцы стали родителями для 7317 детей (более 22 процентов от общего количества усыновленных). Наибольшее количество наших малышей находится в Соединенных Штатах Америки. Также казахстанские сироты обрели родителей из Бельгии, Ирландии, Германии, Испании. |