|
Алан Байтенов Наконец придуман отличный способ работы с должниками. Те, кто должен не только государству, но и своей семье, детям, лишаются автомобилей. Машины отправляют на штрафную стоянку и опечатывают. Так, всего за пару недель с начала отработки судебным исполнителям Астаны удалось вернуть более восьми миллионов тенге алиментов. Оказалось, что наш человек пойдет на многое ради свободы передвижения. А еще это личное. Ведь порой для некоторых людей, мы называем вещи своими именами, личный автомобиль дороже принципа “Не платил и не буду!”
Забегая вперед, скажем - в этом списке не только мужчины. Есть и женщины. Да, машину некой особы арестовали 26 апреля. А ее долг по алиментам на содержание двух несовершеннолетних детей с 2014 года составляет почти 1,2 миллиона тенге. Вот где действительно проявляется равенство полов! Но вернемся к основной теме. Мы не раз выступали за то, что в деле “выбивания” государственных долгов судебные исполнители (частные или государственные) должны проявлять порой даже безумную изобретательность. Но при этом работать исключительно в правовом поле. Так вот, предложенный недавно механизм, который сегодня реализуется не только в столице, но и в регионах, уже доказал свою эффективность. Всего в течение нескольких недель в Астане было задержано 19 автомобилей злостных неплательщиков алиментов. А вообще в розыск объявлено 139 машин. Как отметил Нуржан Арингазинов, заместитель руководителя департамента юстиции Астаны, к совести алиментщиков государство взывало не раз. Развешивали вполне мирные билборды, раздавали памятки, ограничивали выезд за границу. И даже угрожали судом и следствием. Однако из этого ничего не вышло - люди как были должны, так и оставались. (От себя добавим - такая ситуация не только с алиментами, но и с налоговыми платежами и штрафами за несоблюдение правил дорожного движения.)
А ведь это же оказалось столь очевидным! Вот, например, запрет на выезд за границу. А может, должнику туда и не надо? Если у него, предположим, нет большого желания рассчитаться с долгами, то, наверное, на это нет и возможности. Соберется ли такой человек за границу? Далее - попытки арестовать принадлежащую недвижимость. Тоже не особо работает. Во-первых, лишать человека крыши над головой - негуманно, а во-вторых, недвижимость в личной собственности есть не у всех. Так какой способ все же лучший? Как оказалось - забрать за долги, в этом случае по алиментам, автомобиль. А еще это быстро, действенно и удобно. Предположим, суд вынес предписание. И в дело вступают судебные исполнители. Тут же возникает вопрос: как найти человека, который вот уже несколько лет скрывается от правосудия? Отсылать письма и повестки, которые он просто выкинет? Или же объявлять в республиканский розыск? Это либо малоэффективно, либо довольно хлопотно. Поэтому проще выставить в городах специальные мобильные комплексы, которые в режиме реального времени фиксируют госномер машины и тем самым ловят злостного должника. В Актобе, например, используют комплекс с грозным названием “Автоураган”. Дальше дело техники - предоставить владельцу автомобиля постановление, погрузить машину на портал и перевезти на штрафную стоянку. После чего опечатать машину и ждать бумагу о выплате всех штрафов. Ну и, конечно же, самое главное - устоять от соблазна отпустить должника, так сказать, за символическую оплату части долга на месте... Главное во всем этом - желание довести начатое дело до конца. Ведь этот проект, оказывается, пилотный. И реализуется в рамках программы “30 шагов против неуплаты алиментов в Республике Казахстан”. Но ведь уже сейчас видно, самый большой страх, как оказалось, для многих должников - лишиться личного автомобиля. В этом смысле играет свою роль и имидж штрафных стоянок. Он сформировался еще в 90-х прошлого столетия, когда штрафные стоянки больше напоминали авторазборы. Когда почти любую деталь можно было обменять на бутылку водки. Как ни крути, но это работает. Повторимся, за короткое время судебные исполнители уже собрали 8,494 миллиона тенге. И еще один автомобиль был передан в счет погашения долга размером в миллион. К слову, частные судисполнители, которые заинтересованы получать процент от оплаты, как раз очень полезны. Точнее, их изобретательность в плане поиска живых денег. Как вариант они могут привлечь горожан к исполнению почетной миссии - сообщать местоположение автомобиля должника. Разумеется, за определенную плату. Вот она - наиболее действенная и прибыльная область государственно-частного партнерства. И кстати, этот принцип получения долгов со злостных неплательщиков можно применить и к стимулированию оплаты других долгов. |