|
Вадим Береговой
Три года назад Нурсултан Назарбаев приказал внедрить новую форму обслуживания граждан - комфортную. Цель - чтобы любой из нас не стоял часами в очередях и не бегал без конца за справками. Чтобы в одном месте мог получить и удостоверение личности, и РНН, и водительские права, и многое-многое другое. В том же 2005-м в Астане и Алматы в порядке эксперимента открылись четыре Центра обслуживания населения - так, не мудрствуя лукаво, назвали бывшие паспортные столы наши чиновники. Инициатива президента имела громкий успех - все, пришедшие в ЦОН получить какие-либо бумаги, выходят не взмыленными и разозленными, а с удивленной улыбкой - как все просто и быстро! Или не все? Наш корреспондент получил задание это разузнать
После узких коридоров обшарпанных стен и бесконечных очередей Управления юстиции Ауэзовского района Алматы, ныне переехавшего в другое место, Центр обслуживания населения Алмалинского района, мягко говоря, впечатляет. Это просторный зал с множеством окошек, возле которых почему-то не видно посетителей - может быть, потому, что тем, кому пришлось ждать, не стоят, а сидят в кресле за столиком, на котором непременно комнатный цветок.
Кто-то разговаривает с консультантом, сидящим за таким же столиком, кто-то мучает автоматическое информационное устройство, кто-то покупает бутылочку освежающего из автомата, стоящего тут же. Людей вокруг - не протолкнуться, но создается впечатление, что попал или в VIP-зал международного аэропорта, или в комнату отдыха очень крутого супермаркета. Но как же деловые заботы?
- Любую услугу получить - будь то паспорт оформить или штамп о прописке поставить - вы можете у одного и того же специалиста, - говорит инспектор ЦОНа Гуля Исмаилова. - Не надо узнавать, где сидит тот или этот, в каком кабинете получают ту или иную справку. У нас вы подходите к указанному окошку и отдаете необходимые документы. Получаете расписку в том, что у вас их приняли, и одновременно уведомление, когда нужно прийти за результатом - справкой или тем же паспортом. А ваши документы в тот же час наш курьер развезет по необходимым организациям. ЦОН только принимает и выдает документы.
- Ну а очереди?
- Порой приходится подождать. Могут, к примеру, отключить свет, могут выключить электричество там, где находится наш сервер, может “зависнуть” компьютерная программа, без очереди проходят беременные женщины и инвалиды. Но, согласитесь, одно дело в очереди на своих ногах часами стоять и совсем другое - сидеть в кресле, смотреть телевизор, купить в автомате прохладительный напиток или кофе, получить информацию в автоматическом информационно-платежном терминале...
В зал двое молодых людей буквально вволакивают прилично одетого старика, который, создается такое ощущение, на ногах стоять просто не может. Провожая взглядом эту троицу, Гуля говорит о том, что не стоило пожилого инвалида вытаскивать из дома для оформления документов.
- У нас есть услуга - выезд на дом. Для этого родственнику или даже соседу инвалида необходимо прийти к нам и написать соответствующее заявление. Наши специалисты приедут - для этого выделен служебный автомобиль, и все необходимое оформят на дому. И делается все бесплатно.
- Правда ли, что оформление, к примеру, удостоверения личности, занимает двадцать минут?
- Это в самом крайнем случае. Обычно гораздо быстрее.
Во многих зарубежных странах подобные центры работают давно. Так принято там - на каждые 50-60 тысяч человек непременно должен быть офис, где можно быстро оформить абсолютно все необходимые документы, какие могут понадобиться отдельно взятому гражданину в самых различных обстоятельствах, начиная от получения свидетельства о рождении и заканчивая таким же свидетельством, но о смерти.
|
Отвыкаем от очередей и хамства? |
Ну а в Алматы на данный момент действуют 5 Центров обслуживания населения - Алмалинский, Бостандыкский, Турксибский, Алатауский и на днях открывшийся Жетысуский. К концу года должен приступить к работе ЦОН в Медеуском районе. Неизвестно когда - отделочные работы в здании только начались - откроется ЦОН в самом большом районе южной столицы - Ауэзовском.
Сейчас уже действует соответствующая электронная база данных, куда “заведены” компьютеры всех ЦОНов Казахстана. Создаются подобные государственные базы по недвижимости и по юридическим лицам.
- Мы хотим, как за рубежом - открыл в компьютере ссылку, и вся биография человека как на ладони - какое образование получил и где, чем занимался, сколько раз женился-развелся, марка машины, есть ли своя фирма - словом, абсолютно все. Эта информация будет защищена, и доступ к ней сможет иметь только ограниченный круг людей, - говорит директор ЦОНа Алмалинского района Алматы Айгуль Ахметова.
А КАК В ПРОВИНЦИИ?
Город Каскелен, что в получасе езды от южной столицы. ЦОН располагается в красивом двухэтажном здании. Видно, что недавно был сделан капитальный ремонт. А внутри - словно из Алматы и не уезжал. Точно такой же просторный зал с множеством окошек, консультанты на входе, для посетителей - мягкие кресла со столиками.
Правда, на цветах на столиках в Каскелене сэкономили. Но электронное табло такое же, как и в Алматы. Однако общение со специалистами провинциального ЦОНа тут же выявило нерадостные реалии.
Ставлю консультанту задачу - необходимо оформить прописку, но не в Каскелене, а в близлежащем поселке.
- Никаких проблем! Такие-то, такие-то документы, обязательно должен присутствовать хозяин жилья и через три дня получишь штампик.
- Но это мне ехать за документами, потом обратно, затем еще раз уже за этим штампиком! Столько раз мотаться в соседнее село!
- А иначе никак. У нас не Алматы!
Консультант, мужчина лет тридцати в сильно потертом костюме, почему-то обращается ко мне на “ты”. Сделаем скидку на провинциальное воспитание и усложним задачу.
- Хозяйка дома - престарелая бабушка, ходит только на костылях. Вряд ли я смогу привезти ее сюда из Акжара. Но у вас же есть услуга - выезд на дом!
- У нас нет такой услуги.
- Но в Алматы же есть. Даже бесплатно!
- У нас не Алматы. Ни платно, ни бесплатно никто к тебе не поедет.
Значит, схожесть с южностоличным сервисом не более чем внешняя. Однако, если проблему нельзя решить законным путем, всегда найдется путь обходной. Это, кстати, одна из причин введения ЦОНов - сделать такой комфорт для граждан, чтобы служащим не было никакой возможности создать условия для взяточничества. Когда даже не надо намекать на вознаграждение, замотанный гражданин сам деньги предложит. Именно так происходит в Каскелене. Таксист, дежуривший возле крыльца ЦОНа, выслушав историю про бабушку, был на редкость конкретен:
- Зачем тебе ее сюда везти? Давай четыре тысячи и на следующий день получишь прописку.
- И все так просто? Не верю!
- Подожди, я узнаю точно.
Таксист скрывается в здании и вскоре возвращается.
- Я же тебе говорю - никаких проблем и не надо никого никуда везти. Можно сделать и еще быстрее - сегодня привезешь документы, сегодня и поставят штамп. Но это будет стоить дороже - шесть тысяч.
От чего стремились уйти, к тому и вернулись. Остается догадываться: действительно ли у ЦОНа в Каскелене нет возможности оплачивать поездки своих специалистов по району, или же от услуги “выезд на дом” отказались намеренно? Однако легкость решения казалось бы неразрешимой проблемы наводит на вполне конкретные мысли... И если оформить регистрацию с грубым нарушением закона - в отсутствие хозяина жилья в Каскелене так просто - да и деньги, согласитесь, небольшие, то что еще в этом районном центре можно сделать за деньги? Любую справку получить, да еще и в тот же день?
Редакция просит Министерство юстиции Республики Казахстан считать этот материал официальным запросом и ждет ответа на вопрос: выполняются ли в Центрах обслуживания населения, расположенных в областных и районных центрах, все поручения президента Нурсултана Назарбаева, высказанные им в обращении, посвященном созданию ЦОНов? В частности, максимальный комфорт для посетителей, быстрота обслуживания и отсутствие взяточничества? |