Алла Иванилова Одним из “подарков” к Дню защиты детей стало то, что Конституционный совет Казахстана признал закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” несоответствующим Конституции
Этот законопроект группа депутатов мажилиса инициировала еще в декабре 2012 года. Его авторы поясняли, что документ разработан исходя из необходимости приоритетного обеспечения защиты прав ребенка в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, направленными на обеспечение информационной безопасности детей, в том числе закрепленными в ратифицированной Казахстаном Конвенции ООН о правах ребенка.
Главной задачей являлось уберечь детей от негативной информации, содержащейся в печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции, электронных и компьютерных играх. Запрету подлежали сцены насилия, провоцирующие ребенка на противоправные действия и потенциально опасные для его жизни и здоровья, сцены, дискредитирующие институт семьи, содержащие ненормативную лексику устрашающего и эротического характера. В частности, предлагалось классифицировать продукцию по возрастам, использовать предупредительную маркировку, устанавливать ограничение во времени ее теле-, радиотрансляции. Так, устанавливаются такие возрастные категории информационной продукции, как “6-”, “6+”, “12+”, “16+” и “18+”. Закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”, был принят парламентом 19 февраля текущего года. Он был направлен на подпись главе государства, но председатели парламента, видимо, решили подстраховаться и направили обращение в Конституционный совет с просьбой провести анализ закона и поправок к нему. Вердикт о его неконституционности был вынесен 18 мая. Члены КС аргументировали свое решение тем, что ряд положений закона сформулирован юридически недостаточно четко, в результате чего при их применении не исключается вероятность нарушения отдельных конституционных норм. Кроме того, КС установил смысловую неидентичность текстов одной из рассматриваемых норм на казахском и русском языках, искажающую содержание и порождающую невозможность ее однозначного понимания и применения. В этой связи вышеназванные законы не могут быть подписаны и введены в действие. Однако истинная причина “непринятия” закона кроется в другом. Как известно, аналогичный закон действует в соседней России с 1 сентября 2012 года и вызвал немало дискуссий в обществе и западных СМИ, особенно перед зимними Олимпийскими играми в 2014 году. В частности, в нем прописан запрет на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и за нарушение этих требований установлены штрафы. Именно эта норма стала яблоком раздора между российскими властями и Международным олимпийским комитетом (МОК). Некоторые общественные и политические деятели призвали мировое сообщество лишить Россию права принимать Олимпийские игры, обвинив в ущемлении прав представителей ЛГБТ-сообществ. После того как российские власти направили письмо в МОК с разъяснением относительно этого закона и дали гарантии, что не будут нарушать Олимпийскую хартию, согласно которой всем спортсменам должно быть предоставлено равное право на участие в соревнованиях независимо от их национальности, пола и сексуальной ориентации, страсти улеглись. В то же время в письме говорилось, что нормы закона будут применяться ко всем гостям Олимпиады, которые решатся распространять среди несовершеннолетних информацию о привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений. Сегодня Казахстан претендует на проведение в Алматы зимних Олимпийских игр в 2022 году. Единственным нашим конкурентом является Пекин. Уже скоро, 31 июля текущего года, Международный олимпийский комитет выберет между двумя кандидатами. В борьбе за право принимать Игры просчитываются все риски и учитываются чужие ошибки. Чтобы, как и в случае с Россией, казахстанский закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”, не стал камнем преткновения, с ним решили повременить.
Астана |