ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Народный суд Право

Алла Иванилова
Недавно президент Казахстана поручил рассмотреть возможность расширения сферы применения суда присяжных в республике. Так что, вполне возможно, в ближайшем будущем категории уголовных дел с участием “народного жюри” будут расширены. В частности, предлагается включить все особо тяжкие преступления, как было до 2013 года, за исключением категорий, связанных с посягательствами на конституционные основы государства, заявил недавно председатель надзорной судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Абай Рахметулин

 

Институт присяжных заседателей в Казахстане был введен с 1 января 2007 года. За эти годы рассмотрено более тысячи уголовных дел с участием “народного жюри”. Вынесенные приговоры, как и состав присяжных, неоднократно подвергались критике. Более того, некоторые считают, что данный институт себя дискредитировал.
Появлению суда присяжных в Казахстане предшествовали жаркие дискуссии. Пока юристы решали, какую модель внедрить, противники прочили бесславное будущее этим новациям. В итоге была выбрана смешанная модель суда присяжных (всего их две - англо-саксонская и континентальная), предусматривающая наличие двух судей и девяти присяжных заседателей. По мнению многих правозащитников, участие в обсуждении и вынесении вердикта служителей Фемиды оказывает влияние на “народное жюри” и в итоге отражается на приговоре, который, скорее всего, будет носить обвинительный характер. В 2009 году были внесены поправки в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы по вопросам совершенствования судебной системы, согласно которым состав суда с участием присяжных заседателей определен в количестве 10 присяжных и одного судьи. Присяжные заседатели отвечают на три основных вопроса: доказано ли, что деяние преступления имело место, доказано ли, что это деяние совершил подсудимый, виновен ли подсудимый в совершении этого деяния? Также они имеют право участвовать в исследовании рассматриваемых в суде доказательств, в том числе осмотре улик, документов, при обыске местности и помещения. Чтобы понять суть дела, присяжные заседатели вправе задавать через председательствующего вопросы участникам процесса, обращаться за разъяснениями норм законодательства, а также содержания оглашенных в судебном заседании документов и по другим непонятным для них вопросам, относящимся к делу.
Первый судебный процесс с участием присяжных прошел в Петропавловске по уголовному делу в отношении мужчины, осужденного за убийство трех человек, совершенное еще в 1990-е годы. Преступника экстрадировали в Казахстан из России, где он успел совершить другое преступление и отбыл там наказание. Тайным голосованием присяжные вынесли ему обвинительный вердикт - 15 лет лишения свободы. Приговор Верховным судом был оставлен без изменения.
Если на первоначальном этапе, в течение трех лет, разбирательство путем суда присяжных выбрали 139 подсудимых, то в 2010-2011 годах им доверили рассмотреть свои дела более 600 человек. В большинстве случаев суды с участием “жюри” рассматривали дела по преступлениям, связанным с умышленным убийством, а также с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой и сбытом наркотических средств. Как показывает судебная практика, в Казахстане подозреваемые в особо тяжких преступлениях выбирают суд присяжных в надежде, что приговор будет мягче, ведь присяжные - люди простые, из народа. И действительно, процент оправдательных вердиктов с участием заседателей существенно выше, чем в обычных судах. Так, если в 2007 году присяжные оправдали пятерых, то в 2012 году - 24. При этом чаще всего избегали тюрьмы те, кто совершил преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств. После внесенных поправок в 2013 году в Уголовно-процессуальный кодекс, присяжные заседатели могут рассматривать только те уголовные дела, где обвиняемым грозит смертная казнь либо пожизненное заключение.
Основная цель введения института присяжных в республике была обеспечить независимое и справедливое правосудие. Однако на деле заседатели зависят от судьи и смотрят на него как на работодателя. Они не всегда могут уйти от “гипноза” представленных ложных или полученных недопустимым путем доказательств, правильно истолковать какие-либо нормы права. В законодательстве имеется определенный пробел, о чем еще в 2007 году заявил на страницах “Юридической газеты” известный казахстанский ученый-правовед, доктор юридических наук Арыкбай Агыбаев. Несмотря на то, что они являются равноправными с судьями представителями судебной власти, ответственности за вынесение незаконного приговора не несут. Почему-то наши законодатели не учли этот момент. И в подавляющем большинстве присяжные заседатели могут сослаться на отсутствие специального юридического образования и профессионального опыта в уголовном судопроизводстве.
И, конечно, нарекания вызывает отбор “народного жюри”, списки которого формируют местные исполнительные органы путем случайной выборки - при помощи компьютерной программы. Далее отбор проходит непосредственно в суде, причем прокурор имеет право дать отвод только лишь двум кандидатам. Было немало громких скандалов, когда в этих списках значились люди, страдающие наркотической, алкогольной зависимостью, психическими заболеваниями, имеющие проблемы с законом, а также родственники тех, кто находится на скамье подсудимых. Местные органы в свое оправдание ссылались на определенный законодательством короткий срок обработки запросов - три дня, мол, за это время невозможно проверить всех кандидатов. В свое время первый заместитель генерального прокурора Иоган Меркель выразил недовольство институтом присяжных заседателей в Казахстане, объяснив это тем, что иногда среди них оказываются родственники подсудимых. “В определенных местностях невозможно подобрать присяжных, потому что все вокруг родственники. А у нас, согласно статье 14 Конституции, все равны перед законом, то есть получается: здесь, в Астане, я могу просить суд присяжных, а где-то в Шымкенте или в другом крупном регионе не могу, потому что кругом одни родственники”, - сетовал Меркель. И в качестве примера привел Россию и Европу, где намерены отказаться от этого в связи с тем, что зафиксированы многочисленные случаи принятия несправедливых решений из-за родственных связей присяжных с обвиняемыми. В частности, на Кавказе по этой причине обвиняемые в совершении террористических актов в горячих точках остаются безнаказанными.

 

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение