ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Казнь - казнокрадам! Право

Начав в прошлом номере, мы продолжаем обозревать опыт некоторых стран, где заявленная решимость в борьбе с коррупцией не расходится с делом. Изучив мотивы и структуру коррупционного сознания граждан в Китае, мы обнаружили сходство восприятия, мотивов и схем с нашими. Отличаемся мы только в одном. В том, что в Поднебесной коррупционеров наказывают

 

Бесспорно, наиболее успешные страны по эффективности борьбы с коррупцией - Китай и Гонконг. Это Дэн Сяопину, великому китайскому реформатору, принадлежат слова: “Мягкой рукой с преступностью не повоюешь и социальные уродства не выведешь”. Поэтому воюют крепко с 80-х годов прошлого века. Нынешний лидер страны Ху Цзиньтао стал продолжателем курса на уничтожение коррупции, теорию которого и заложил Дэн Сяопин. 

С 1982 года Уголовный кодекс Китая предусмотрел за взятки либо пожизненное заключение, либо казнь. Со временем изменилась только технология казни. Перестали стрелять, стали делать “гуманные” смертельные инъекции. И ввели отсрочку казни до двух лет. За два года примерного поведения коррупционер может выпросить длительное тюремное существование.
Этого послабления лишены убийцы, лидеры ОПГ, наркобароны, военные и политические преступники. С 2000 года в Китае казнили за коррупцию около 10 тысяч чиновников. Около 120 тысяч получили по 10-20 лет заключения. Возможно, эта цифра из идеологических соображений завышена. Есть данные, что за 2010 год к казни или пожизненному заключению приговорили 11 высших чиновников. Из коррупционеров уровня провинциальных властей и выше семерых приговорили к смертной казни, четверых - к пожизненному заключению.
Уголовный кодекс КНР распределил наказание так. Если незаконный доход чиновника превысил 100 тысяч юаней (14,3 тысячи долларов), предусматривается срок от 10 лет и до пожизненного с конфискацией. Если “обстоятельства особенно серьезные”, выносится смертный приговор. Однако “серьезные обстоятельства” вменяют достаточно редко: законодательство Китая гуманизируется.
О статусе “штрафников”. Ничего не помешало китайскому руководству привлечь к ответственности бывшего заместителя председателя Высшего народного суда КНР Хуан Суня. Он незаконно добыл 728,5 тысячи долларов. Самым коррумпированным назвали бывшего председателя Народного политического консультативного совета провинции Гуандун Чэнь Шаоцзи, который незаконным путем добыл 4,2 миллиона долларов.
В 2010 году расстреляли вице-мэра Пекина Лю Чжихуа. Он семь лет руководил китайской “Силиконовой долиной” - наукоградом Чжунгуанцунь в университетском предместье Пекина. Он же крупно нажился на пекинской Олимпиаде 2008 года. Назначив свою подругу хозяйкой строительной компании, он давал ей выгодные подряды на возведение олимпийских объектов и к тому же брал взятки за отвод земельных участков.
Громким коррупционным делом стало осуждение председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Чэна Кэцзе (вице-спикера парламента). Поплатился за хищения в особо крупных размерах, когда был губернатором провинции Гуанси. Оказывал предпринимателям незаконные услуги и получил за это взяток на 4,5 миллиона долларов.
За этим разоблачением потянулся шлейф коррупционных дел в провинции. Попались даже сотрудники управления по борьбе с коррупцией прокуратуры. Расследовали деятельность 1377 инспекторов, 756 из которых получили партийные взыскания, а 73 были привлечены к уголовной ответственности.
Год назад мы узнали, что в Китае назревает “процесс века”. Очередной виток масштабной антикоррупционной кампании вывел на влиятельнейшего партийного функционера и куратора госбезопасности Чжоу Юнкана. У бывшего члена Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, его подельников и родственников изъяли активов на 90 миллиардов юаней (14,5 миллиарда долларов США). Чтобы допросить примерно 300 человек - членов семьи, соратников и протеже, ставших кто подельниками, кто свидетелями, потребовалось четыре месяца.
Причем наказание виновных и причастных неизбежно наступит. Поскольку в противном случае народ не поймет смысла борьбы с коррупцией, которую ведет Коммунистическая партия Китая.
Постоянный комитет Политбюро ЦК КПК непременно следует писать с большой буквы, поскольку этот орган объединяет все высшее руководство страны. В комитет (ПК ПБ) входят генсек ЦК КПК, председатель КНР и глава Центрального военного совета (все три поста занимает одно лицо), премьер Госсовета КНР, главы Всекитайского собрания народных представителей (высший законодательный орган) и Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (высший рекомендательный орган), председатель Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины (надзирающий над всеми орган), а также кураторы идеологии, пропаганды и экономики.
Вопреки представлениям ПК ПБ демократичен, его члены свободно обсуждают актуальные вопросы внешней и внутренней политики, отстаивая свое мнение. У каждого своя сфера ответственности, групповые и региональные интересы. Однако в целом Постоянный комитет озабочен национальными интересами. Это обеспечило Китаю как управляемость, так и стабильность. Попытки шагать не в ногу нарушают эту стабильность. А это уже чревато и наказуемо. Пример - обвинения в адрес Чжоу и попутная раскрутка его связей в столице и регионах.
Дисциплинарная комиссия КПК заявила о начале расследования в отношении зампредседателя правительства провинции Хайнань в Южном Китае Цзи Вэньлиня. Этот чиновник работал с Чжоу Юнканом с 1998 года. Тогда Чжоу был министром земельных и природных ресурсов, а Цзи Вэньлинь, геолог по образованию, был его секретарем. В 1999 году Чжоу Юнкан стал партийным боссом в провинции Сычуань, а Цзи пошел к нему заместителем начальника канцелярии парткома. Когда в 2003 году Чжоу Юнкан возглавил Министерство общественной безопасности, Цзи Вэньлинь и там стал замначальника канцелярии. Затем Цзи прошел через ряд должностей и вот-вот мог стать губернатором острова Хайнань, но пока под следствием.
Под следствием находятся брат политика Чжоу Юаньцин - бывший глава Комитета земельных ресурсов в провинции Цзянсу и его жена Чжоу Линъин. Связи и положение Чжоу Юнкана позволяли им участвовать в различных инвестиционных проектах. Совместно с энергетической компанией в провинции Юньнань при поддержке Китайской национальной нефтегазовой корпорации (КННК), которую в то время возглавлял Чжоу Юнкан, они создали дочернее нефтегазовое предприятие, через которое проводили незаконные сделки. Еще Чжоу Линъин занималась автомобильным бизнесом, в чем ей также помогали связи деверя. В 2010 году она получила исключительную лицензию на продажу в Цзянсу автомобилей популярной среди чиновников марки Audi.
Уличен в коррупционной деятельности сын политика Чжоу Бинь.
Также среди других союзников и помощников Чжоу Юнкана, находящихся под следствием, следует упомянуть бывшего замгубернатора провинции Сычуань Го Юнсяна и замминистра общественной безопасности КНР Ли Дуншэна.
Некоторые из бывших соратников Чжоу уже осуждены, например, бывший президент и председатель совета директоров нефтяной компании PetroChina Цзян Цземинь, возглавлявший позже Комитет по контролю и управлению госимуществом. Еще один важный персонаж - секретарь парткома и член Политбюро ЦК КПК Бо Силай. Попал под суд и заместитель руководителя Госкомитета по делам развития и реформ КНР Лю Тенань.
Прокуроры расследуют и дело бывшего мэра китайского города Нанкина Цзи Цзянье. Градоначальник подозревается в получении взяток. Сначала Цзи исключили из состава Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) в связи с “серьезными дисциплинарными нарушениями”, затем исключили из компартии, что открыло путь к уголовному преследованию. До суда взят под стражу.
Наконец, недавно по антикоррупционному делу арестовали одного из самых богатых людей в стране - владельца строительно-отделочной компании Gold Mantis Construction Decoration Co Чжу Синлян. Чжу занимает 20-ю строчку в списке китайских миллиардеров, он самый богатый житель провинции Цзянсу в Восточном Китае. Арест связывают с делом Цзи Цзянье. Компания Чжу участвовала в крупнейших строительных проектах последних лет. Среди них возведение центрального стадиона пекинской Олимпиады 2008 года “Птичье гнездо” и Национального центра исполнительских искусств в Пекине.
Под стражей или уже осуждены сотни других крупных работников партийно-государственного аппарата, госпредприятий. Судебно-следственная машина не дает сбоев, работает без оглядки на должности, связи и капиталы. Разоблаченных коррупционеров лишают имущества и отправляют на пожизненное заключение. Дают и конкретные сроки, которые, впрочем, чаще всего превышают десять лет. Конфискация имущества неизбежна.
Коррупция объявлена “смертельным врагом” партии, прогресса и процветания.
Некоторые считают, что осуждение престарелого Чжоу Юнкана уже не имеет особого смысла, поскольку все его активные сообщники либо под следствием, либо осуждены, а активы изъяты. Другие, напротив, ждут осуждения “самого главного” из коррупционеров в стране, чтобы избежать обвинений в избирательности наказания. Есть, понятно, и такие, кто за опалой Чжоу Юнкана и Ко видит передел собственности и сфер влияния в гигантской китайской экономике, где государственный сектор тесно переплетается с частным. И где трудно отделить личные интересы от “общественных”.
Тем не менее, нынешняя кампания борьбы с коррупцией в Китае охватила весь чиновничий аппарат, армию, государственные и частные предприятия и стала более значимым и масштабным явлением, чем банально устранение конкурента и его группировки.
Партийное руководство осознает само и призывает граждан воспринимать коррупцию как вызов времени и “смертельного врага” партии. В стране формируется средний класс со своими запросами. Запросы эти немалые. Их число можно представить по числу китайцев, совершивших в прошлом году зарубежные туристические поездки - 100 миллионов. В Китае также три миллиона миллионеров. Все они вызывают раздражение у миллиарда с лишним представителей “ста почтенных фамилий” - простонародья. Понизить градус общественного негодования можно только демонстрацией воли руководства страны, равенства перед законом и неотвратимости наказания.
Подготовил Константин Маскаев

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение