|
Алла Иванилова
Водная отрасль страны нашла своего хозяина. Государственные мужи наконец-то определились, кто будет управлять этим стратегическим запасом страны. Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства согласно изменениям, внесенным в Водный кодекс, назначен уполномоченным органом по вопросам водоснабжения и водоотведения. Как уверены чиновники, теперь ни одна капля живительной влаги не будет потеряна зря
Первоначально “ответственным за воду” хотели назначить Комитет по делам строительства, но, подумав, решили, что это больше подходит Комитету по водным ресурсам Минсельхоза. Данное подразделение и раньше занималось этим вопросом в силу своей специфики. Однако из-за того, что функции водоснабжения и водоотведения не были закреплены ни за одним центральным государственным органом, оставались нерешенными вопросы координации действий госорганов в этой сфере, а также не велась работа по совершенствованию нормативно-методической базы, проведению научных разработок и внедрению передовых технологий в этой важной отрасли экономики.
|
К 2010 году водные ресурсы Казахстана уменьшатся на 30%. Фонтан иссякнет? |
Иной раз неразбериха с водой приводила к абсурдным ситуациям. “Когда мы начали реализовывать программу “Питьевая вода”, то столкнулись с интересным фактом. Когда начали строить водопровод в районных центрах, то по СНиПам оказалось, что мы не должны заводить его в дом людям, а должны делать колонку. Но это прошлый век! И никто не мог решить этот вопрос. Строительный комитет говорит: это не наша функция. Мы тоже не полномочны”, - рассказывает председатель Комитета по водным ресурсам Анатолий Рябцев.
Учитывая, что нагрузка на профильный комитет увеличилась, решено расширить его штатную численность на 10 человек. Анатолий Рябцев считает, что “это мизер”. Кроме того, глава Комитета по водным ресурсам не согласен заниматься канализационными системами в городах, мотивируя, что данные функции несвойственны его структуре.
Изменениями в Водный кодекс предполагается обеспечивать безопасность гидротехническим сооружениям и водохозяйственным системам. Международный опыт эксплуатации гидротехнических сооружений показывает, что последствия аварий, возникающих на них, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций на огромных территориях. При этом вероятность аварий резко повышается при их эксплуатации сроком более 30-40 лет. В настоящее время в республике имеется 270 гидротехнических сооружений, из них 116 - республиканские и 154 находятся в коммунальной собственности. На водохозяйственные организации, юридические и физические лица, которые работают в орошаемом земледелии, возложена обязанность создавать финансовые и материальные резервы для ликвидации аварий систем и сооружений, проводить мероприятия и заниматься предотвращением аварийных ситуаций.
По прогнозам экспертов, до 2010 года водные ресурсы Казахстана уменьшатся на 20-30 процентов. “Но если мы наладим дисциплину, отремонтируем каналы и коллекторы и максимально сделаем заслон против потери воды, то мы можем даже при уменьшенном на 20-30 процентов количестве воды увеличить орошаемость земли с 1,4 до 1,6 миллиона гектаров”, - считает глава Минсельхоза Акылбек Куришбаев. Кроме того, министр отмечает: “Те, кто будет соблюдать технологии, - будут получать субсидии”.
Действительно, в последние годы площади орошаемых земель сократились в целом по республике: из 2,1 миллиона гектаров в настоящее время используется только 1,4. Основными причинами, как считают в Министерстве сельского хозяйства, является изношенность оросительных и коллекторно-дренажных систем, а также засоление и заболачивание земель. Для их восстановления требуются средства, однако в настоящее время основная масса сельхозформирования не в состоянии вкладывать деньги в поддержание технического состояния. Между тем отсутствие нормативно-правовой базы в сфере гидромелиорации и орошаемых земель не дает возможности привлечения инвестиций как внутренних, так и внешних на восстановление конструкций оросительной сети. Более того, сегодня в орошаемом земледелии большой расход воды. “КПД наших каналов должно быть 0,7, а на самом деле получается 0,4-0,5”, - констатировал Акылбек Куришбаев.
Поправки в Водный кодекс, которые, как замечают чиновники, должны стать панацеей от всех “водных проблем”, сейчас рассматриваются в мажилисе парламента. Однако депутаты не так оптимистично настроены и считают, что необходима государственная программа по водоснабжению и водоотведению.
Астана |