Алла Иванилова
Казалось бы, женщина и тюрьма - понятия несовместимые. Однако в казахстанских тюрьмах насчитывается более 3 тысяч представительниц прекрасной половины человечества. Большинство из них осуждены за кражи и имущественные преступления
Женщины намного законопослушнее мужчин. Они гораздо реже совершают преступления и правонарушения. Если в государстве женского населения по статистике больше, чем мужского, то в тюрьму представительницы слабого пола попадают в 10-12 раз реже мужчин и только по серьезным статьям. Отчасти это объясняется тем, что правоохранители и судьи более гуманны к дамам и стараются применять к ним меры пресечения и наказания, не связанные с лишением свободы. К тому же женская преступность по своей структуре заметно отличается от мужской. В процентном отношении представительницы прекрасной половины человечества гораздо реже совершают корыстные преступления, отличающиеся дерзостью, - грабежи, разбои, а также хулиганство. При этом они чаще применяют насильственные действия бытового характера - убийства и тяжкие повреждения. Эксперты отмечают, что бытовое насилие - одна из главных причин, которая толкает женщин на преступления. Многие годами терпят истязания мужей, но когда чаша терпения переполняется, обиженные жены дают “отпор”, иногда смертельный. В результате жертвами женского насилия становятся, как правило, их близкие люди - неверные мужья и любовники, любовницы мужей, садисты-отцы.
В Казахстане существует шесть женских колоний. Причем почти все общего режима, кроме колонии в Караганде, где содержатся “ходячки” - неоднократно судимые женщины. В тюрьмах насчитывается более трех тысяч женщин-заключенных, что составляет около семи процентов от всего тюремного населения и находится на уровне мировых показателей. Хотя если сравнивать с данными Кыргызстана, то, к сожалению, в Казахстане больше женского тюремного населения. Четверть осужденных попали в места не столь отдаленные из-за наркотиков. Более 41 процента - по кражам и имущественным преступлениям, 23 процента - за насильственные преступления. Каждая пятая женщина-преступница - жертва бытового насилия.
Penal Reform International (Международная тюремная реформа) уже не первый год проводит исследование о женщинах-заключенных в разных странах. Первый опубликованный отчет был посвящен правонарушительницам Южного Кавказа (Армения и Грузия). Нынешний отчет посвящен Центральной Азии (Казахстан и Кыргызстан), а третий планируется посвятить Ближнему Востоку и Северной Африке.
Благодаря исследованию удалось создать психосоциальный портрет осужденных женщин в Казахстане. “Эта женщина - сравнительно молодая, от 30 до 50 лет. Чаще всего она осуждена за преступления, связанные с хищением или с мошенническими действиями. Это преступления финансового характера. Этот фактор отличает нас от соседнего Кыргызстана, где большая часть осуждена за преступления, связанные с наркотиками”, - отметила региональный директор PRI Сауле Мектепбаева. Продолжая дальше описывать портрет казахстанских преступниц, она констатировала: “У 75 процентов опрошенных женщин есть дети. Если у нее два ребенка - один из них несовершеннолетний. Она точно разведена или не имеет супруга, большинство из них указывают, что потеряли семейные связи, и если они жили в гражданских браках, то их оставили. Женщина страдает очень серьезными заболеваниями, потому что 40 процентов из них говорят о том, что первое, чем они займутся после освобождения, - это лечение. Родственники их бросили или не посещают из-за отсутствия денежных средств. Они редко настаивают на том, чтобы им привозили детей на свидание”.
Экспертов удивил факт большого нахождения в казахстанских тюрьмах женщин старше 50 лет. “Очень интересный тренд. За рубежом мало женщин этого возраста находятся в тюрьмах. Почему это происходит, осталось невыясненным в этом исследовании”, - сообщила Мектепбаева.
На основе опросов было также выявлено, что около 73 процентов женщин в Казахстане на момент их ареста занимали оплачиваемые должности, а у 17 процентов из них был собственный бизнес.
Астана |