Константин Маскаев
Свидетель по делу ОПГ Рыскалиева, главный бухгалтер медиахолдинга “Атырау Акпарат” Айтжан Утешев покончил с собой. Пока не вполне ясно, что толкнуло бухгалтера на этот поступок: привлечение к скандальному расследованию или иные причины. Например, известно, что ранее медиахолдинг уличили в уклонении от уплаты налогов в размере 53 миллионов тенге. Поэтому самоубийство может быть связано и с этими долгами
Холдинг задолжал государству еще во времена, когда Бергей Рыскалиев возглавлял администрацию Атырауской области. Здание холдинга состоит из нескольких корпусов, построено на бюджетные деньги специально для местных СМИ. Но в 2010 году его вывели из госсобственности в частные руки, а изданиям и телеканалам выставили условия по аренде.
Объект вернули государству уже после отстранения экс-акима.
В настоящее время в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Атырауской области проходит суд по делу ОПГ Рыскалиева. Преступную группу обвиняют в совершении ряда коррупционных и экономических преступлений, в результате которых государству причинен ущерб на общую сумму более 71 миллиарда тенге.
К чтению обвинительного заключения два государственных обвинителя приступили 24 января. Они читают документ по очереди, с перерывом на выходные дни. Полный текст обвинительного заключения содержит около 10 тысяч страниц. Это примерно 10 томов, даже если исключить вводную часть и свидетельские показания.
Беглого экс-акима Атырауской области обвиняют в создании многоуровневой организованной преступной группировки. Следствие нашло основания утверждать, что созданием ОПГ Бергей Рыскалиев занялся практически с первых дней вступления в должность главы региона. Именно тогда (в октябре 2006 года), по озвученной прокурором Акылбеком Каражановым версии, у Рыскалиева возник преступный умысел на создание преступного сообщества, состоящего из объединения представителей организованных преступных групп в целях разработки планов и условий для извлечения личной материальной выгоды. Реализация же этих планов обеспечивалась и сопровождалась совершением тяжких и особо тяжких преступлений. Взаимодополняющие друг друга организованные преступные группы возглавили зять Бергея Рыскалиева Альбакасов и житель Актобе Павличенко.
Под такой солидной “крышей” ОПГ долгое время оставалась неуязвимой. Лица, входившие в преступное сообщество, занимались в основном тем, что извлекали материальную выгоду, расхищая бюджетные средства, например, при строительстве социально важных объектов на территории города и области. На мелочи не разменивались, “распиливали” масштабные проекты, среди которых газификация, электрификация, водоснабжение, строительство жилых домов, мостов, канализационных и очистных сооружений и других социальных объектов.
По версии обвинения, глава региона привлекал сообщников из числа должностных лиц областного акимата и других лиц, не связанных с ним служебными отношениями, которые “из личной преданности и по принципу круговой поруки четко и неукоснительно исполняли отдаваемые незаконные указания и участвовали в разработке планов и создании условий для совершения особо тяжких преступлений”. Во главе преступной иерархии стояли люди из ближайшего родственного окружения Рыскалиева.
Собственно, сегодня в суде ставят диагноз хорошо развитой в Казахстане практике, где имеют место незаконное отчуждение объектов коммунальной собственности, присвоение и растрата бюджетных средств, выделенных на строительство социально важных объектов, путем завышения проектных смет и создания фиктивных предприятий, приобретение прав на чужое имущество путем мошенничества и взяток, легализация денежных средств и иного имущества, приобретенного незаконным путем, незаконная приватизация госпредприятий.
Схема вывода бюджетных денег известна: “липовые” тендеры для создания видимости конкурентной среды и победитель в лице подконтрольного юридического лица. Заказчики - госучреждения акимата области, которые рассчитываются бюджетными деньгами по завышенным сметам.
Позже ОПГ Рыскалиева создавала подставные предприятия с целью легализации похищенных средств. В период с 2009 по 2012 год преступное сообщество использовало ряд малоимущих лиц, на которых оформляло предприятия.
Пока финполу удалось вернуть государству имущество и денежные средства на сумму 23 миллиарда тенге, наложен арест на другое имущество, общая стоимость которого составляет 39 миллиардов тенге. Также финпол сообщил об аресте в Швейцарии трех счетов братьев Рыскалиевых и их ближайших родственников. Сумма заблокированных средств превысила 100 миллионов евро. |