|
Анна Шелепова
Президент страны подписал закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения”. Теперь мы все - и пешеходы, и водители - будем жить по новым и довольно жестким правилам: никаких телефонных разговоров за рулем, тонированных стекол в авто, дополнительных световых и звуковых сигналов.
А иначе штраф внушительных размеров.
В минувшую среду председатель Комитета дорожной полиции МВД РК, полковник Омирзак Тусумов провел пресс-конференцию, на которой еще раз подробно рассказал о проблемах на дорогах и детально объяснил некоторые поправки закона
С 9 июля полицейские страны работают в усиленном режиме. Они патрулируют дороги в три смены. Ежедневно на службу заступают свыше четырехсот сотрудников. Кроме того, усилена работа ночных поисковых групп. В третью смену на линию выходят 50 экипажей. Ранее выходили 25.
Стражи дорог разъясняют алматинцам новые правила. Горожанам раздают буклеты с основными требованиями усиления мер административной ответственности за нарушение правил дорожного движения. Дорожные инспекторы требуют от граждан неукоснительно соблюдать правила дорожного движения, а тех, кто игнорирует просьбы полицейских - штрафуют, равно, как и водителей.
|
Не уверен - не обгоняй! |
По статистике, за полгода инспекторами дорожной полиции было выявлено всего около пяти тысяч нарушений, когда водитель управлял автотранспортом с непристегнутым ремнем безопасности. Тогда как всего за одну неделю целенаправленной работы полицейские зафиксировали около шестнадцати тысяч аналогичных нарушений.
За дни профилактического мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения полицейские выявили более тридцати тысяч нарушений правил. Задержали около 500 в стельку пьяных водителей. Почти у 800 автомобилей по-прежнему были затонированы стекла. Без госномеров по городу катались почти две сотни машин. За выезд на полосу встречного движения привлечены к административной ответственности 550 водителей. Столько же машин оказались на штрафстоянке.
Работа отразилась на показателях аварийности. За шесть месяцев 2008 года в управление дорожной полиции поступило свыше двенадцати тысяч сообщений о дорожно-транспортных происшествиях (на 31,6 процента меньше, чем за аналогичный период 2007 года).
Председатель Комитета дорожной полиции МВД РК, полковник Омирзак Тусумов прокомментировал “НП” ситуацию так: “За десять лет в стране погибли 28 тысяч человек. Еще 160 тысяч казахстанцев получили тяжелые травмы в ДТП. Экономический ущерб от аварий составил 1 миллиард 750 миллионов тенге. На каждые сто тысяч населения 28 человек погибают именно на дорогах. Это очень высокий показатель смертности. К примеру, в странах Европейского союза этот показатель составляет минимум 6, максимум - 12 человек. Больше людей гибнет только в России. Казахстан по печальным показателям прочно закрепился на втором месте”.
По словам О.Тусумова, изменить ситуацию могут только жесткие профилактические меры.
- Началась активная работа выездных судов, - рассказывает полковник. - Городские дороги обустроены видеокамерами. Строительство новых дорог должно предусматривать обустройство инновационными технологиями, аудио- и видеосистемами наблюдения.
Также произошло усиление ответственности и увеличение административных штрафов. Речь идет о серьезных суммах и о жестких мерах наказаний. К примеру, если водитель сядет за руль в нетрезвом состоянии, у него заберут права на 2 года, плюс он будет находиться 10 дней под административным арестом. К примеру, любителя выпить отправят подметать дворы.
Причем полицейские уверяют, это будет делать каждый пьяница, кем бы он ни был и какой бы пост ни занимал. За подобное нарушение во второй раз водителя лишат прав на пять лет и арестуют на 15 дней.
Выезд на встречную полосу оценен в 15 МРП. За неположенные звуковые сигналы в первый раз водитель отдаст 7 МРП, попадется второй раз - заплатит 10 МРП и т.д.
Новая система штрафов сводится к последовательному ужесточению ответственности за транспортные правонарушения:
- за первое нарушение - штраф;
- за повторное нарушение - штраф и проверка знаний Правил дорожного движения;
- за третье нарушение - лишение права управления автотранспортом.
Исключаются альтернативные размеры штрафов и вводятся единые сроки лишения права управления автотранспортом.
Предусматривается усиление ответственности:
- за непристегнутый ремень безопасности при движении на транспортном средстве (5 МРП);
- за управление автотранспортом в нетрезвом состоянии:
* впервые - лишение права управления сроком на 2 года;
* повторно - лишение права управления сроком на 5 лет;
* в третий раз - лишение права управления сроком на 10 лет.
- превышение скорости (5, 10, 15 и при повторности 20 МРП);
- нарушение правил проезда перекрестка (5 и при повторности 15 МРП);
- выезд на полосу встречного движения (15 МРП);
- нарушение правил остановки и стоянки (5, 6, 7 и при повторности 15 МРП).
Впервые за нарушение Правил дорожного движения применяется санкция в виде административного ареста:
- за управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии лицами, лишенными и не имеющими такого права (10-15 суток);
- за систематическое нарушение пешеходами и иными участниками дорожного движения требований установленных правил (трое суток).
Устанавливается ответственность:
- за пользование сотовым телефоном при управлении транспортным средством (5 и при повторности 7 МРП);
- за незаконное установление на транспортном средстве специальных световых и звуковых сигналов, а также световых приборов (от 15 до 2000 МРП, в зависимости от субъекта правонарушения). Оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами подлежит только автотранспорт Службы охраны президента, оперативных служб КНБ, МВД, МЧС, военной полиции, аварийных служб и службы скорой медицинской помощи;
- за установку и управление транспортным средством с подложными государственными регистрационными номерными знаками (20 МРП).
Предусматривается взимание штрафа на месте совершения правонарушения с использованием электронных платежных карточек без ограничения его размера.
Кроме того, в Закон “О безопасности дорожного движения” вводятся дополнительные основания прекращения действия права на управление транспортным средством. Это:
- неоднократная в течение двух месяцев несдача экзаменов на знание Правил дорожного движения;
- ухудшение здоровья водителя.
Вводится обязательная проверка знаний Правил дорожного движения каждые 10 лет.
Вносимые изменения и дополнения в законодательство направлены на принятие эффективных мер по повышению уровня защиты жизни и здоровья граждан от дорожно-транспортных происшествий. С принятием этих мер прогнозируется снижение уровня аварийности на 10-15 процентов. |
Отныне минимальный штраф за нарушение правил дорожного движения будет равен 5 месячным расчетным показателям, или 5860 тенге. Такой штраф, кстати, будет налагаться за разговор во время поездки по мобильнику, за непристегнутые ремни безопасности, за неправильный проезд перекрестка, за поездку без осветительных приборов вечером и ночью, за остановку в неположенном месте и пр.
Еще об одном новшестве упомянули на пресс-конференции. С будущего года старше-классники будут целенаправленно учиться водить. И вместе с аттестатом будут бесплатно получать водительские права. Это делается для того, чтобы сократить безработицу в стране. Чтобы у школьников, которые, к примеру, не поступят в вуз, уже была водительская специальность.
Сама идея ужесточения наказаний за правонарушения на дороге, конечно же, перспективна. Как всегда, мы не обошлись без зарубежного опыта. Но есть один нюанс. В Европе престижно жить по законам, у нас - скорее нет, чем да. Там это работает, у нас порождает коррупцию. В народе уже сейчас сильно мнение, что разработчики законопроекта переусердствовали с размерами штрафов. Водительская практика показывает, что чем серьезнее сумма штрафа, тем больше взятка на дороге, и таким образом разработчики провоцируют еще большую коррупцию в рядах дорожной полиции.
Будут ли объективно работать новые правила в условиях нашей действительности? Не секрет, что у нас в стране по-прежнему действуют “телефонное право” или возможность “договориться на месте”. И, если, скажем, у владельца “Порше” есть “подвязки, где надо”, он так и будет продолжать ездить с тонированными стеклами, непристегнутым, разговаривая по мобильнику. Поэтому основной удар новых правил примут на себя рядовые водители. И, учитывая предполагаемые очень жесткие меры, народу, как всегда, будет проще откупаться, и даже антикоррупционные талоны здесь вряд ли помогут. Кто согласится оплачивать штраф в полном размере, когда можно договориться с инспектором наполовину?.. |