ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Дисквалификация кухонных боксеров Право

Алла Иванилова
Принято считать, что чужая семья - потемки. Из-за этого укоренившегося стереотипа такое явление, как бытовое насилие в семье, долгое время было за “железным занавесом”. После того, как в стране заговорили о гендерном равенстве, власти наконец-то обратили внимание на взаимоотношения мужа и жены, которые порой выходят за рамки закона

alt
В начале 1990-х годов была сорвана завеса молчания и широкая общественность узнала, что 30-40 процентов всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Ежегодно жертвами бытового насилия становятся свыше 15 тысяч человек. На бытовой почве совершается каждое 4-е убийство и каждое 5-е причинение тяжкого вреда здоровью. Так, только за 11 месяцев прошлого года в семьях было совершено 1079 преступлений, из них 1026 относятся к категории “особо тяжкие”. Печальная статистика: лица, погибшие или получившие телесные повреждения на почве семейно-бытовых конфликтов, занимают первое место среди различных категорий потерпевших.
Чаще всего жертвами домашнего насилия становятся женщины и дети. Каждая шестая женщина в Казахстане раз в полгода испытывает психологическое, физическое и сексуальное насилие. Однако это лишь вершина айсберга. Многие не обращаются в правоохранительные органы, боясь морального осуждения. Кроме того, жертвы в случае “сдачи” виновного стражам порядка боятся впоследствии наказания с его стороны, поскольку сегодня за исключением причинения тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью насильник, как правило, наказывается штрафом. А это средства семейного бюджета.
Между тем даже если жена решит наказать своего мужа-дебошира, то это у нее не всегда получится. Подразделения органов внутренних дел, занимающиеся проблемами насилия в отношении женщин, технически слабо оснащены и не имеют достаточных возможностей для оказания конкретной помощи. Кроме того, сегодня жертвы семейно-бытового насилия не имеют реальной правовой защиты. В этой связи Министерством внутренних дел совместно с Национальной комиссией по делам семьи и гендерной политики был разработан законопроект “О противодействии бытовому насилию”. По сути, это первый гендерный закон в стране. Он был разработан на основе модельного законодательства по бытовому насилию, рекомендованного экономическим и социальным советом ООН. Также во внимание брался законодательный опыт как европейских стран, так и стран СНГ.
В проекте закона впервые определено понятие “бытовое насилие” и его формы - физическое, экономическое и сексуальное. Определен круг участников семейно-бытовых отношений, на которых распространяется действие закона - это близкие родственники, лица, состоящие в неофициальном браке, совместно проживающие родственники, а также опекуны и попечители.
Но дабы оправдать название законопроекта, в нормативно-правовой акт вводится такое понятие, как профилактический контроль. То есть если муж дебошир поколотил свою жену, то на первый раз он получит от сотрудников правоохранительных органов официальное предупреждение. При повторном случае драчуна оштрафуют, возьмут на профилактический учет сроком от 3 месяцев до 1 года и, по решению суда, предпишут определенные ограничения. Дебошир под страхом уголовного наказания не имеет права разыскивать, преследовать пострадавших от бытового насилия, а также общаться с ними вопреки их воле, совместно проживать в течение пяти дней, независимо от того, кто владеет собственностью, посещать их и членов их семьи при раздельном проживании, вести с ними телефонные переговоры, единолично пользоваться и распоряжаться совместным имуществом, приобретать и использовать огнестрельные и другие виды оружия на период действия профилактического контроля. Одновременно судом может быть установлена обязанность посещать психокоррекционные программы, а также оплатить расходы пострадавшего на лечение, консультирование или пребывание в организациях оказания помощи.
Однако остается непонятным, каким образом будет защищена жертва, пока над обидчиком будет идти разбирательство в суде. Ведь он все это время будет на свободе и в отношении него еще не будет установлен профилактический контроль. Депутаты предлагают устранить данный пробел и наделить органы полиции правами оперативного воздействия. К примеру, согласно тем же международным пактам тут же, на месте происшествия, выдавать чрезвычайный временный ордер, содержащий многие запреты, в том числе немедленно покинуть дом и не контактировать с пострадавшим до решения суда. Подобные временные запреты содержат аналогичные законы в Кыргызстане и на Украине.
Что касается организаций, оказывающих помощь жертвам семейно-бытового насилия, то первоначально их создание предполагалось в форме государственных учреждений, как это распространено в зарубежных странах. Однако у нас в республике государство не поддержало такую идею, посчитав что общая сумма затрат на открытие и содержание одной организации составляет свыше 18 миллионов тенге - слишком большая для бюджета. Но что самое интересное - власти в законопроекте закрепили за некоммерческими организациями правовой статус и вменили им в обязанность оказывать пострадавшим от бытового насилия юридическую, медицинскую и психологическую помощь, предоставлять временное проживание, заниматься информационно-просветительской и воспитательной работой. Между тем сегодня в стране за счет грантов международных организаций действует 25 кризисных центров. И, надо признать, они не потянут такую ношу, несмотря на помощь из-за рубежа.
Более того, это противоречит международным рекомендациям и актам, к которым мы присоединились. Так, согласно международным стандартам, одно место в кризисном центре должно предоставляться на 7500 жителей, а минимальная норма должна составлять одно место на 10 тысяч жителей.
По мнению уполномоченного по правам человека в Казахстане Аскара Шакирова, “законопроект, в основном, ограничен нормами о предупреждении и пресечении бытового насилия в семейно-бытовой сфере, но не содержит механизмов и порядка расследования актов насилия в случае их наступления”. Такое ограничение только профилактическими мерами противоречит требованиям международных пактов. Кроме того, как заметил омбудсмен, в документе ничего не говорится о защите лица, сообщившего в компетентные органы о случаях насилия.
Депутаты, рассматривающие в данное время законопроект “О противодействии бытовому насилию”, настроены категорично и считают, что “драчуна” сразу необходимо арестовывать на 15 суток. Сенатор Серик Акылбай поделился своим предыдущим опытом: “Когда я был судьей, то делал так: когда мне приводят пьяного дебошира, я объявлял об аресте на 15 суток. Через год я сделал анализ, который показал, что правонарушения в семейно-бытовых отношениях сократились на 48 процентов”.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение