|
Галя Галкина
Алила Турсумбаевна Алишева - декан факультета хореографии Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова, Лариса Валентиновна Ким - балетмейстер, кавалер ордена “Достык”, заведующая кафедрой “Педагогика хореографии” этого же вуза. Их профессиональные биографии во многом совпадают, как и у многих представителей балета. Все начинают со станка, к которому детей ставят в 9-10 лет, на этом, собственно, детство заканчивается, начинается служение балету - преданное, фанатичное, с полной самоотдачей... В этом служении сгорают. И когда у людей иных профессий только начинается зрелость, только появляются крупные достижения на профессиональном поприще, артисты балета завершают карьеру. Так прекрасен и короток их век...
Алила Алишева и Лариса Ким - педагоги-хореографы, сегодня они вступились за своих коллег, которым чиновники решили изменить судьбу: тринадцать лет назад Министерством труда и социальной защиты Республики Казахстан был принят Закон “О пенсионном обеспечении в РК”. Он отменил более ранний выход на пенсию по выслуге 20 лет профессионального стажа представителей определенной категории профессий - шахтерам, летчикам, артистам балета, цирковым артистам и так далее. Люди этих тяжелых профессий уходили на пенсию в 38-40 лет, так как подвергали большим нагрузкам и риску свое здоровье. Почему законотворцы упразднили этот щадящий пенсионный режим для них? Видимо, в “лихие девяностые” чиновники искали способы сэкономить, снять излишнюю нагрузку с бюджета страны...
Только посвященные знают, какой ценой достигается красота балетного действа... Счастливый зритель видит удивительную картину - артисты, будто лишенные веса и плоти, творят красоту, танцуют, вызывая восхищение у нас, зрителей... Не случайно их сравнивают с птицами, грациозными лебедями.
Почти у всех танцоров помимо истории карьеры есть история болезней в балете - переломы, растяжения мышц, сотрясения, проблемы с позвоночником, перенапряжение, перегрузки, нервные срывы... Что остается за кулисами, в частной жизни артистов. Именно поэтому - из-за колоссальных физических и моральных нагрузок - представители элитарной профессии уходили на пенсию в 38-40 лет.
Артисты балета очень скоро неминуемо столкнулись с последствиями рокового закона. Целое поколение представителей уникальной профессии потеряли перспективу нормального существования после выслуги в 20 лет, когда сцене отданы не только годы, но и здоровье. Последствия сказываются и на самом балете как виде искусства. По прогнозам артистов, скоро в нашей стране балет исчезнет как жанр. Они рассматривают принятие этого закона в 1998 году как злой умысел чиновников против балета.
Во всех театрах мира артисты балета выходят на пенсию не позже 40 лет - такая система работает в Лондонском королевском театре, Гранд Опера в Париже и в любом российском театре, во всем мире. На всем постсоветском пространстве пенсия по выслуге лет сохранена, а в Казахстане артисты балета выходят на пенсию так же, как и работники других профессий: женщины в 58 лет, мужчины - в 63 года. И не принимается во внимание, что за 28 лет непрерывной работы - 8 лет обучения плюс 20 лет сцены -организм артистов балета испытывает колоссальные перегрузки, и к 40 годам артист не в состоянии поддерживать свою профессиональную форму, он становится практически инвалидом.
|
Алила Алишева (вторая справа) и Лариса Ким. Студенты 4-го курса "режиссуры хореографии" Дамир Уразымбетов (первый слева) и Саян Мурзагалиев (крайний справа). Педагоги в тревоге за будущее своих учеников, за перспективы в профессии |
Алила Алишева:
- Не экономисты, а сами артисты балета подсчитали, что по городу Алматы несостоявшихся пенсионеров с 1998 года всего-то от силы 50-60 человек. В последующие годы к этой категории присоединялось бы от 5 до 7 человек. Что это за цифры для нашего бюджета? В то время, когда из отчетов правительства мы узнаем, что остаются миллионы неосвоенных бюджетных средств. Единственная ошибка вызывает цепь тянущихся за ней последствий и проблем, одна из которых - утечка подчас лучших артистов за рубеж...
А между тем казахстанская балетная школа известна в мире - Алматинское хореографическое училище имени А.Селезнева вошло в пятерку сильнейших профессиональных школ постсоветского пространства.
Меня, как педагога, проблема пенсии касается прежде всего: за бортом остаются наши ученики, которым мы дали профессию в надежде на их светлое завтра.
Государству необходимо пересмотреть возраст выхода на пенсию артистов балета, сдвинуть на более ранние сроки, вернуть прежний стандарт, который учитывал состояние здоровья артистов балета, учитывал профессиональный стаж, а не возраст.
Лариса Ким:
- Когда спортсмены Казахстана выигрывают на международных соревнованиях, то их поднимают на пьедестал, дарят им квартиры, делают национальными героями. Я уважаю спортсменов, их тяжелый физический, моральный труд... Но артисты балета трудятся не меньше.
Недавно Айдос Закан, артист балета, уехал в Россию, так как здесь нет перспективы. А между тем он стал золотым лауреатом трех престижнейших международных конкурсов артистов балета. Но его громкая победа была отмечена на родине очень скромно, а ведь именно такие события поднимают имидж нашей страны, как страны, которая помимо своих политических, экономических достижений, может гордиться и уровнем своей культуры, искусства. Громкую победу Айдоса Закана на родине и не заметили. Он уехал, так как здесь не чувствовал востребованности. Молодым артистам балета, казахстанцам, предлагают лучшие условия на сценах мира.
Алила Алишева:
- В ГАТОБ имени Абая работает заслуженный деятель Республики Казахстан Дмитрий Сушков. Он 19 лет трудился на лучшей сцене Казахстана. Неделю назад он написал заявление о переходе на легкий труд. За эти годы он износил свой организм полностью. У артиста болит спина, разбиты колени, стерты поясничные межпозвонковые диски - там нет ни хряща, ни жидкости... Его, яркого артиста балета, приглашали работать в США, но он решил остаться в родных стенах из патриотических чувств. Дмитрий Сушков танцевал все ведущие партии, блистал на сцене. Но его искусство, его талант, его самозабвенный труд не были оценены... Он уходит, и неизвестно, дождется ли он пенсии, которая ведь неслучайно была когда-то определена после 20 лет стажа - в 38 лет. Ежегодно к пенсионному возрасту подходят лишь 5-6 человек. Неужели это для государства такая непосильная нагрузка?
Лариса Ким:
- А сколько артистов уходят, бросают профессию, не дойдя до пенсионного возраста!.. Они не в состоянии продолжать оставаться в профессии из-за расшатанного здоровья, из-за травм, надорванности. Для того чтобы вырастить одного профессионального артиста балета, нужно огромное количество составляющих факторов - чтобы поступить в хореографическое училище, нужно пройти через сито сложнейшего конкурсного отбора - у человека должен быть божий дар. Восемь лет, с самого нежного возраста, когда другие дети беззаботно наслаждаются детством, наши будущие артисты с 8 утра работают у станка. Дети живут в интернате, их отрывают от родителей. Вот он отработал, отпахал 20 лет, и ему говорят - ищите себе другую профессию. Это же так унизительно! Ведь артист балета - штучная профессия, в этой сфере работают настоящие звезды. Надо ценить таких людей. А их унизили.
Алила Алишева:
- Солист Казанского оперного театра Нурлан Канетов, выпускник Алматинского хореографического училища, закончил Казанскую консерваторию, получил специальность режиссера, он востребован, счастлив в своей профессии, социально защищен. Нурлан Канетов имеет звание заслуженного деятеля Российской Федерации, он звезда российского балета.
У другого выпускника Хореографического училища Дастана Чинибаева судьба сложилась трагически. Он получил контракт в Германии, поехал зарабатывать деньги, делать карьеру. В своем последнем интервью он сказал, что хочет станцевать весь репертуар. Но вынужден был уехать, так как отца у него не было, а мама жила в общежитии барачного типа (на весь коридор одна кухня и один туалет). В этот период в Европе случилась эпидемия гриппа. Дастан заболел, но поскольку он был контрактником, то боялся признаться, что у него высокая температура, продолжал выходить на сцену... Видимо, получил осложнение, и его нашли в квартире мертвым. Если бы рядом кто-то был, этого бы не случилось.
Наш соотечественник Нурлан Абугалиев 15 лет был солистом в “Русском национальном балете” под управлением заслуженного артиста России Сергея Радченко. Сейчас Нурлан живет в США, имеет дом. Человек состоялся, он доволен тем, чего достиг в профессии и жизни.
Алия Тыныкбаева - солистка Венского и Цюрихского театров. Там ее на руках носят. Неделю назад у Алии родился сын. Артистке создали все условия, обеспечили хорошим соцпакетом.
Министерство образования выделяет 680 тысяч тенге в год на обучение одного учащегося в Алматинском хореографическом училище, затем немалые средства расходуются на образование студента в Академии искусств имени Жургенова, страна получает блестящего танцора, артиста балета. А Министерство соцобеспечения лишает его будущего.
Получается, что министерство соцобеспечения разбрасывается такими звездами балета, как Канетов, Тыныкбаева, Абугалиев, Кожабеков и десятками других...
Лариса Ким:
- Артисты балета на Западе имеют медицинскую страховку, социальный пакет. Мы хотим, чтобы уважали наш труд, чтобы человек чувствовал себя достойно, ходил с гордо поднятой головой - за свою профессию, за достижения в ней. Артисты - материя тонкая, нервная. И убить это артистическое начало в человеке легко.
Я часто общаюсь с коллегами из разных стран, недавно был фестиваль искусств ЕврАзЭС. Приехали артисты из Таджикистана, Кыргызстана, это отнюдь не самые процветающие страны постсоветского пространства. И они были удивлены: “Как возможно такое, чтобы в вашем богатейшем Казахстане артистам балета убрали пенсии?” А в их странах, где, как известно, экономическая ситуация намного сложнее, чем у нас, эти пенсии сохранены... И артисты балета в этих странах понимают, что государство ценит их труд, уважает профессию, хотя размер пенсии невелик, но факт того, что артист балета уходит вовремя на пенсию, приносит моральное удовлетворение... Под государством подразумеваются чиновники.
Вообще, артист балета - это одна из самых дисциплинированных профессий, с самого раннего возраста они стоят у станка и следуют указанием педагога, и это традиция. Но сложилась такая ситуация, что дальнейшее молчание смерти подобно (профессия поставлена на грань исчезновения). |