ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Я убит под Ржевом... Люди

Галя Галкина
Последнее письмо от 8 мая 1942 года Шайык Калгинбаев, главный ветеринарный врач 106-й Казахской кавалерийской дивизии, сформированной в городе Акмоле, отправил родственникам, находясь близ Ржева. Он сообщил им, что все нормально, что не знает еще, куда их везут, на какой фронт... Они прибыли в Харьковскую область и уже чуть больше недели как разгрузились и стоят в селе, всюду местные крестьяне спокойно работают на полях... Шайык писал, что есть сведения об отступлении немцев...
А потом был трагический эпизод в истории войны, получивший впоследствии название “Харьковский котел”. В этом котле и погиб наш соотечественник Шайык Калгинбаев в мае 1942 года. До сих пор не известны точные данные о погибших, пропавших без вести в “Харьковском котле”, с них не снят гриф секретности. О том, какими огромными, катастрофичными были человеческие жертвы, можно судить хотя бы только по сведениям из немецких источников: в ходе боев немцы взяли в плен 239 036 пленных красноармейцев

alt
В течение трех недель Юго-Западный фронт из-за ошибок военачальников не только проиграл наполовину выигранную Харьковскую операцию, но и отдал противнику 18-20 дивизий... Поражение под Харьковом привело к прорыву немцев на Волгу и Кавказ.
В “Харьковском котле” погибли и пропали без вести десятки тысяч казахов.
Спустя почти семьдесят лет после тех трагических событий сын Шайыка Калгинбаева - Сакимбек Шайыкулы, оказался в местах, где воевал и погиб его отец. Он установил, что дивизия разгрузилась на станции Савинцы и временно дислоцировалась в селе Чепель. Видимо, отсюда и было отправлено последнее письмо...
 Сакимбек Калгинбаев в сентябре 2010 года в составе делегации казахстанцев посетил легендарные места, где его отец Шайык Калгинбаев, главный ветеринарный врач 106-й Казахской кавалерийской дивизии в составе 6-го кавалерийского корпуса участвовал в боях за освобождение Харькова.
Для Сакимбека Калгинбаева поездка оказалась трудной и утомительной, ведь он человек преклонных лет. Но, по его признанию, событие это было важным для него, сына воина Великой Отечественной войны.
- Если всю мою сознательную жизнь меня мучила неизвестность судьбы любимого отца, то теперь терзает уже его известная мученическая участь. Но я осознаю, что ничего нельзя исправить, ведь все совершено волею Аллаха!
Сакимбека ага глубоко тронул доброжелательный, теплый прием руководства области, города, районов и местных представителей власти:
- Особой благодарности заслуживают жители Харьковщины, которые бережно хранят память о бойцах-казахстанцах, с трепетом рассказывают о героизме и стойкости наших земляков и, главное, заботливо ухаживают за местами захоронения павших за украинскую землю красноармейцев.
 Спустя несколько дней после возвращения в Казахстан Сакимбек ага собрал всех родственников и аулчан на родине своего отца. Здесь они захоронили кавалерийскую каску и горсть украинской земли рядом с прахом матери Сакимбека, установили мраморную доску с надписью и портретом Шайыка Калгинбаева.
- Мы помолились перед его памятью, почитали Коран и устроили поминальный обед. На этом часть моего долга перед отцом выполнена. Говорю “часть долга” потому, что впереди много дел по восстановлению полной истории 106-й кавалерийской дивизии.

Мог стать ученым
 Шайык Калгинбаев, уроженец Сырдаринского района Кызыл-Ординской области, родился в семье Кабыла и Маржанкуль из рода шашты-бопай кипчакского племени. Это славный род, его выходцем был Мустафа Шокай.
Шайык, его старшие братья Аман и Абубакир, сестра Кыздаркуль и младший братишка Жусупбек рано осиротели. Казахи детей не бросают. Родственники позаботились о сиротах. Шайыка устроили в Манкентскую школу-интернат, по окончании которой он поступил в зооветеринарный институт. Учился он успешно, получил диплом ветеринарного врача и начал свою трудовую деятельность в земельном отделе Жана-Корганского района Кызыл-Ординской области - стал старшим ветеринарным врачом районного земельного отдела.
Шайык отличался пытливостью, показал отличные профессиональные навыки, и вот он, аульный парнишка, был направлен в 1937 году в Ленинградскую ветеринарную академию, которую сумел с отличием закончить!
 Шайык Калгинбаев получает красный диплом академии и приступает к работе старшим ветеринарным врачом в областном земельном отделе. На этом обрывается мирное течение жизни, мирные строки биографии Шайыка Калгинбаева, как и десятков тысяч его ровесников... Началась война!
Шайык Калгинбаев принял участие в финской войне, откуда вернулся в звании капитана и продолжал работать по своей специальности до повторного призыва в конце 1941 года.
Среднеазиатский военный округ назначил Шайыка главным ветеринарным врачом 106-й Казахской кавалерийской дивизии, которая формировалась в городе Акмоле.
 Дальше о нем известно по письмам, которые Шайык исправно посылал отовсюду, где находился. По пути на фронт он пишет письма домой. Каждое письмо отражает его беспокойство за судьбу своих родных и детей: он регулярно посылает домой детям часть своей зарплаты.

Где ты, отец?
 Потом родственники по крупицам соберут сведения из писем и установят, что дивизия была отправлена на фронт в середине марта 1942 года. Сам Шайык Калгинбаев едет в первом эшелоне, о чем телеграфирует домой. Семья Шайыка несколько дней ночевала на вокзале станции Соло-Тобе, ожидая проезда эшелона, в надежде увидеть дорогого человека, обнять его перед отъездом на фронт... Но эшелон, не останавливаясь, промчался мимо станции на запад. Люди вернулись домой взволнованными и расстроенными, ведь Шайык был совсем рядом с ними...
Новые весточки от него приходят уже со станций Оренбург, Актобинск, Ржев...
Родные и не подозревали, что то письмо от 8 мая 1942 года окажется последним. Таким мирным, обнадеживающим был его тон: “Мы прибыли в Харьковскую область и уже чуть больше недели как разгрузились, стоим в одном селе. Пока не знаю, куда нас отправят, но местные крестьяне спокойно работают на полях, и есть сведения об отступлении немцев”.
Сакимбек Калгинбаев спустя годы общался с родственником, который волею судьбы видел Шайыка незадолго до его гибели. Родственник, который попал в плен и вернулся домой, рассказывает:
- Его ранило в первый же день окружения, и он лежал в овраге в районе села Алексеевка. Рядом остановилась повозка, управляемая офицером. Офицер-казах подошел к нему и оказал первую медицинскую помощь, расспросил его на родном языке, откуда он. Они оказались родственниками, из одного аула Кызылординской области. Раньше друг друга не знали. Этим офицером был мой отец. Он отвез раненого земляка и устроил в ближайшую санчасть, три дня навещал его, приносил еду. В последний приезд отец его успокоил и говорил, что сегодня вечером они прорвут окружение. Но на следующий день с утра начались бомбежки, немцы наступали. Всех, кто был в санчасти, взяли в плен.
После этого родственник моего отца больше не видел.
После войны родные ходили в военкомат и все пытались узнать что-либо о судьбе Шайыка Калгинбаева. Ответ был один: “Пропал без вести”. Так до сих пор и не удалось добиться другого ответа.

alt
Шарипа и Шайык еще вместе
Бери шинель, пошли домой

Война завершилась победой. Люди ликовали, но те из них, кто не дождался близких, встречали этот праздник со слезами на глазах.
 Маржанкуль апа, мать Шайыка, сильно переживала невозвращение сына, ждала его каждый день со слезами и мольбами. От потрясений полностью ослепла. Так и не дождавшись Шайыка, она ушла из жизни в 1952 году.
Шарипа, жена Шайыка, осталась одной в 28 лет. Все тяготы легли на плечи хрупкой женщины. Но до самой смерти она ждала мужа, не считая себя вдовой. Ведь это определение - “без вести пропавший” - внушает надежду, что когда-нибудь дорогой человек вернется... Всю свою жизнь Шарипа посвятила воспитанию троих детей. Всем им сумела дать высшее образование. Каждый раз, когда шли по телевизору кадры военного времени, где показывали кавалеристов, Шарипа просила внуков посмотреть, нет ли среди них Шайыка...
Жанар Калгинбаева, внучка Шайыка, обратилась однажды с письмом в “Казахстанскую правду”: “Мой дед Шайык Калгинбаев пропал без вести в мае 1942 года... В городе Акмоле формировалась 106-я кавалерийская дивизия, в которую мой дед был назначен начальником ветеринарной службы. В апреле 1942 года его дивизию направляют в Украину... Всю дорогу дедушка пишет своей семье. Дома у него остались жена и трое детей. В своем последнем письме, датированном 8 мая 1942 года, он сообщает, что его дивизия остановилась в деревне Алексеевка Харьковской области...”
Именно это письмо послужило началом поисков сведений о тех, кто пошел на фронт в составе 106-й кавалерийской дивизии...

Братья, дети, внуки
В Великой Отечественной войне участвовали братья Шайыка - старший Аман и младший Жусупбек. Оба они вернулись домой. Жусупбек ага остался служить в рядах Советской армии и дослужился до звания полковника, вышел в отставку. Оба ушли из жизни в мирное время. Средний брат Абубакир в военное время работал на железной дороге и на войну не призывался. Ушел из жизни в возрасте 94 лет.
Дети Шайыка Калгинбаева стали зрелыми людьми, выросли внуки и даже правнуки... Сын Шайыка Сакимбек Калгинбаев десять лет проработал директором Ванновского гидромелиоративного техникума, занимал должность секретаря райкома партии, начальника областного управления народного образования и секретаря областного маслихата. В настоящее время он на заслуженном отдыхе.
Сакимбек Калгинбаев всю жизнь искал сведения об отце, не вернувшемся с фронта. А ведь многие уже забывают трагические события тех лет. Сакимбек ага готов и дальше будить память таких людей.
- Человек тем и отличается от всякой живой твари, что обладает памятью, знает и бережно хранит свои корни. Корнем нашей семьи, нашего большого генеалогического древа является мой отец Шайык Калгинбаев. К сожалению, ему не довелось узнать радостей мирной жизни, не увидел он своих внуков, не смог порадоваться моим успехам. Он герой войны. И коль мы создаем учебники по истории Казахстана, думаю, что участникам войны, в том числе воинам 106-й кавалерийской дивизии, нужно выделить место в этих учебниках.

Выражаем благодарность Дине Игсатовой, президенту ассоциации “Женщины-предприниматели Казахстана”, за предоставленный материал.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение