|
Римма Артемьева
Целое десятилетие прошло с того дня, когда 9 августа 2001 года перестало биться сердце Инны Васильевны Потахиной - светлого, честного человека, яркого, самобытного поэта, известного журналиста, друга - для тех, кого одарила она своей дружбой. Дружбой, которая, как и жизнь, была у нее, по большому счету. Ее, казалось бы, очень личное поэтическое признание: “ Я - единственный друг твой в походе...” - звучит обращением к каждому, делая его сопричастным к поэту, позволяет оценить еще один ее удивительный дар - быть другом
Она оставила нам стихи, переводы, прозу, песни. Ее многогранная натура разлилась широтой творческого диапазона. И звучит в наших душах своей неповторимой гармонией. Инна Потахина всегда была узнаваема и вместе с тем до сих пор остается непознанной до конца. Чтобы понять, кто она, нужно читать ее стихи. Пять поэтических сборников: прижизненные “Новые стихи”, “Лыжная прогулка”, “Скрипичный ключ”, “Антракт” и посмертный “Колокольчик” - раскрывают тайны ее жизни и поэтического слога. Но одно, на мой взгляд, остается очевидным: ее жизнь, ее поэзия - это непрерывный диалог. С душой, любимым, другом, эпохой... Вероятно, поэтому в творчестве И.Потахиной много посвящений. Как и все, что она написала, они наполнены философией, значимостью каждой судьбы в ткани времени. В них удивительным образом переплетается интимность, часто даже исповедальность, с поиском ответов на вечные вопросы.
Это и “Девять горных сонетов”, посвященные Диме Вульпе, которыми Инна Потахина по праву гордилась. Где, нарушив принятые каноны написания венка сонетов, она словно разматывает клубок, который ведет по горной тропинке к вершине истины:
“Еловая ночная паутина!
Благодарю за твой невидный жест,
Когда в сетях отчаянных торжеств
Ты создаешь недвижную картину”.
И стихотворение “Блиц”, посвященное известному фотографу Ларисе Андреевой:
“Наш групповой портрет навек
Запечатлен и обессмертен,
В богемной странной круговерти
Прозрачен каждый человек.
А ее посвящение Галине и Александру Островским, словно постижение простых истин, вместе с автором позволяя понять, “что дружба - это значит дом, где помыслы приветливы и чисты, где ложь не подается на десерт, и где звучит, как музыки начало, обычное: “Ну где ты пропадала? Все хорошо? Давай пальто. Привет!”
В ее книгах - посвящения родным людям и близким друзьям: литературоведу с мировой известностью, учителю Александру Лазаревичу Жовтису, Людмиле Лезиной, Тамаре Мадзигон, Юрию Пискунову, Олегу Постникову, Булату Мансурову, Ирине Бачинской, Руфи Тамариной, Валерию Антонову, Виктору Мильто, Надежде Черновой, режиссеру Алматинского ТЮЗа Борису Преображенскому, казахстанскому художнику Алексею Степанову, которые перекликаются с посвящениями любимому учителю литературы женской школы №15 в Алма-Ате Николаю Николаевичу Коржавину, солдату Михаилу Коробову, ткачихе Лидии Кочетовой.
А сколько неопубликованных дружеских посвящений, стихов в альбом и так хорошо известных в свое время “полив” хранится в семейных архивах! У заслуженной артистки Казахстана Татьяны Тарской, журналистов Людмилы Варшавской, Федора Игнатова, Валерия Огнева, Светланы Васильевны Кадыровой, Вадима Борейко, Василия Елисеева, известного литературоведа, профессора филологии Виктора Бадикова, писателя Валерия Михайлова, экс-заместителя штаба Восточного округа Льва Глебова и многих других....
А совсем недавно известный писатель и журналист Адольф Арцишевский получил из Бостона необычное письмо. В почтовом конверте несколько пожелтевших листков, отпечатанных на машинке с правками, сделанными рукой автора, - посвящения Инны Потахиной некогда известному в Алма-Ате педагогу по литературе, воспитавшей в любви к своему предмету не одно поколение алматинцев - Галине Калининой. Столько лет они бережно хранились в семье Г.Калининой, как знак особого духовного родства! А сколько людей по всему свету хранят эти особые, наполненные живым поэтическим дыханием знаки близости с удивительным человеком, поэтом, другом... Невольно вспоминаются Иннины пронзительные строки:
“Но если есть родство на этом свете,
Меня своей сестрою назови”.
Они дают возможность каждому ощутить радость такого родства и хранить память о ней. Ведь человек жив, пока его помнят... |