|
Ольга Шишанова из Астаны
Наверняка у многих еще свежи в памяти ритмы прошедшего в прошлом году в Алматы фестиваля The Beatles, где, аккомпанируя себе на рояле, исполнил песню знаменитой четверки In My Life посол Великобритании в Казахстане и Кыргызстане Дэвид Моран.
Сегодня мы беседуем с ним о том, что значит музыка для современного человека, каковы истоки традиционной британской музыкальной культуры и чем привлекателен казахский фольклор
- Господин Моран, говорят, что музыка - это всемирный язык, что это нечто большее, чем культурное явление...
- Да, я даже скажу больше - музыка помогает заводить новых друзей.
Я, например, родился не в Великобритании. Мой отец был дипломатом, и мои ранние воспоминания относятся к Сайгону (Вьетнам). Так вот, я благодаря музыке успешно знакомился со многими людьми и даже играл одно время в рок-группе в Кении.
- В Казахстане Вы не первый год. Каковы Ваши впечатления от казахской культуры, музыкальной в частности?
- Если говорить о Казахстане, то, я считаю, что здесь очень музыкальные люди. И очень много талантливых людей в самых разных областях музыки. Кстати, я был приятно удивлен тем, что в Казахстане так любят The Beatles, и был весьма рад тому, что мне удалось принять участие в первом казахстанском фестивале, посвященном этой легендарной группе.
- Господин Моран, что для Вас значит музыка?
- Когда я был маленьким, помню, что меня сажали перед старым граммофоном, и моя мама могла отдыхать, пока я довольно долго слушал его. Кроме того, будучи ребенком, я пел в церковном хоре и, конечно же, очень любил церковную музыку Британии. С тех пор я люблю звучание разных инструментов и различные мелодии из них. Многие британцы испытывают любовь к своей истинной, традиционной культуре, истоки которой восходят еще к римской эпохе.
Что касается моего личного восприятия музыки, то я не знаю, как ее чувствуют или ощущают другие люди, но о себе я совершенно точно могу сказать, что всегда - и когда я был ребенком, а потом и юношей - музыка была внутри меня. Причем необязательно та, что звучала вокруг. И в возрасте 8-9 лет я уже сам писал музыку. Ту, которую слушал и слышал внутри себя. В подростковом возрасте играл на саксофоне, бас-гитаре, потом на синтезаторе. А позже стал поклонником The Beatles.
Вообще, для меня музыка - это не отдельный вид искусства, это одно из измерений, она - в воздухе, она - повсюду. Везде, где я был, я испытывал влияние музыки, получив к тому же классическое музыкальное образование - пианино, кларнет.
И для меня это всегда было естественным - слышать, как звучат полифонией различные инструменты. Кстати, это одна из тех причин, по которой я бы хотел писать музыку для фильмов.
- Как к Вам приходит музыка?
- Я не могу знать или предсказать, когда и как я буду писать музыку. Например, Маккартни свою песню Yesterday услышал во сне.
Кстати, со мной тоже как-то случилось нечто подобное. Однажды во сне я услышал музыкальную фразу в исполнении женщины. Это был блюз. Проснувшись, я вспомнил эту фразу и интуитивно понял, какая мелодия из нее получится, и записал музыку. Написание музыки давалось мне легче в детстве, когда интересовался всем - я любил смотреть на тени, блики солнца... А сейчас всюду торопишься и на созерцание почти не остается времени...
И если бы я сейчас писал, то черпал бы вдохновение из детских впечатлений.
- А что, по-Вашему, значит музыка для британцев?
- Музыка - это всемирный язык. Но если говорить о британской фолк-музыке, то она до сегодняшнего дня сохранила свои традиции. К слову, в Великобритании есть интересная программа - “Диски пустынного острова”, в которой радиослушателей просят назвать 7 или 8 музыкальных записей, которые бы они захватили с собой на необитаемый остров. Кроме этого можно взять с собой Библию или Коран (в зависимости от вероисповедания), томик Шекспира и еще какой-либо один предмет роскоши. Это очень интересная программа, так как тот выбор, который делает участник, может многое рассказать о нем. И желающих участвовать в этой программе всегда много.
- Какие мелодии при этом предпочтете Вы?
- Я, например, выбрал бы Чайковского, это один из моих любимых композиторов, а его изумительный “Концерт для скрипки с оркестром” во многом повлиял на мое мировоззрение. Огромное влияние на меня оказала “Рапсодия в блюзовых тонах” Джорджа Гершвина, ставшая классикой.
- Что такое современная британская музыка?
- Наряду с тем, что британская музыка очень традиционна, мы создаем в этом виде искусства и нечто новое. Даже сейчас, пока мы с вами разговариваем, происходит множество музыкальных экспериментов, в результате которых рождается новая музыка Британии.
Что касается меня, например, то большое влияние на меня оказал Питер Гэбриэл, бывший солист группы “Дженезис”. А одна из его ранних записей, сотканная из различных звуков, например, звука разбивающегося стекла, стала настоящим открытием для меня как музыканта, когда обычные звуки жизни, вживленные в музыкальную тему, рождают целую историю. Звукозаписывающая компания Питера Гэбриэла собирает исполнителей по всему миру в целях продвижения настоящих национальных музыкальных талантов, такое сотрудничество уже состоялось с артистами из Узбекистана и Туркмении.
Или вот композитор Доминик Мальдони, который сочиняет музыку для театра и смело экспериментирует. В одном из его произведений звучат звуки цирка. Все это достаточно необычно.
Новые композиторы Британии ломают барьеры в восприятии в каждом музыкальном направлении - от классики и рока до популярной и фольклорной музыки, а также в их смешении, создавая новые и необычные музыкальные произведения. |