|
Галя Галкина
Поколение тех, кто родился и жил в Советском Союзе, определенным образом реагирует на 1 мая - Первомай... “Утро красит нежным светом...”, “Холодок бежит за ворот, шум на улицах сильней...” И все мы устремлялись на демонстрацию трудящихся... Это был День международной солидарности трудящихся. Нынешний Первомай не утратил доброй традиции тех лет, праздник стал Днем единства народа Казахстана... И все мы вновь едины и неделимы...
В преддверии этого дня мы устраиваем перекличку друзей, которые, пользуясь возможностями открытого общества и мира - без границ и предрассудков, покинули страну, но все равно остаются с нами, потому что мир стал вдруг удивительно маленьким, неважно где - в США, Германии или Африке, вы остаетесь рядом с теми, кого любите
Алматывед Владимир Проскурин, проживающий ныне в Берлине, ведает уже и вторым городом, который он на свой манер называет “Берлинском”, а себя при этом неизменно именует Семиреком. Мы связались с алматыведом и задали ему вопрос “на засыпку”: “А что было в Алматы 1 мая, к примеру, 80 лет назад?”
И без долгих раздумий и колебаний Владимир Проскурин ответил:
- 1 мая 1930 года в Алма-Ату прибыл первый поезд из Москвы. Этим событием ознаменовалось завершение строительства Турксиба - Туркестано-Сибирской железной дороги.
Владимир Проскурин по-прежнему живет жизнью своего любимого города трех имен: в начале века это был град Верный, столица царского или колониального Семиреченского края, в середине прошлого века - социалистическая Алма-Ата, столица Советского Казахстана. И наконец, по словам Владимира Проскурина, “в конце ушедшего ХХ столетия в преддверии наступления местного капитализма появился усредненный, но меркантильный, миллионный Алматы.
- Владимир Николаевич, Вы покинули Алма-Ату, уезжая в эмиграцию, но, кажется, наш город держит здесь Ваше сердце...
- Я по природе архивист, люблю “копать” истории про историю. Но в свое удовольствие. Меня переполняет желание поделиться своими находками. Может быть, поэтому большинство своих открытий я разместил в Интернете, сегодня самом востребованном виде информации и общения.
В Германии я вдруг осознал значение пословицы “Мой дом - моя крепость”. Каждое утро годовалая внучка Амели широко раскрывает дверь кабинета, произносит что-то свое непонятное, но озорное... Мы говорим друг другу “с добрым утром”, я беру ее крепко на руки и мы смотрим на окружающий мир в окне. Наблюдаем крикливых ворон, зимой первый снег или весной расцветший цветок. Непременно читаю ей утреннюю сказку: “Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота... Лошадь ела кашу, а мужик овес, села лошадь в сани, а мужик повез...” Неожиданно приходит на ум, что все происходит в государственном историописании современного Казахстана - невидальщина, неслыхальщина, небывальщина... И день становится вдвойне полным и радостным, шаловливым - во много крат - смешным и серьезным...
- Владимир Николаевич, поздравляем, Вы стали заботливым дедушкой! Видимо, под Ваши сказки, бывальщины и небывальщины Амели будет расти пытливым ребенком. Но все же все сказочные клубки катятся к Алматы - Алма-Ате - Верному... Значит, и сегодня главное в Вашей жизни - памятники материальной культуры Казахстана? В связи с этим хотелось бы спросить о Вашем отношении к главному для историков, краеведов и алматыведов событии конца прошлого года - в республике прошла международная научно-практическая конференция “Древняя и средневековая урбанизация Евразии: возникновение, развитие и возраст города Алматы”. Когда все мы узнали, что нашему городу, возможно, 1000 лет...
- Любой седой и почтенный город Старого и Нового Света позавидовал бы древнейшему знаку судьбы. Но вот где памятники алматинского процесса расселения и урбанизации?! Город вдруг попал в историю, в список ЮНЕСКО с тысячелетней историей... Прежде всего, это отражение современных мифов и исторической реальности. Не совсем понятно, от какой печки танцевали ученые, задумывая очередную юбилейную, грандиозную сцену “Тысячелетие дней и ночей Алматы”. Думается, историки-обществоведы выдали желаемое за действительное.
В наши дни получили широкую популярность национальное тщеславие и философия постмодернизма, которые отвергают объективность фактов, объективную истину. Памятники архитектуры лучше сохраняются, когда они включены в жизнь общества - это аксиома. Казахстан вместе с суверенитетом приобрел право говорить о том, что у него своя, самобытная, древняя история. А история - прежде всего память, материализованная в памятниках. Без истории, памяти и памятников, согласитесь, нет нации. Нация должна быть заинтересована в сохранности памяти собственной истории. Как мудро заметил поэт: “Нету бедственней в жизни беды, чем разлука с любимой сумятицей: человек без привычной среды очень быстро становится Пятницей”.
С горечью Владимир Проскурин рассказывал о том, что есть города, где сохраняют первый домик, возведенный предками, пусть крохотный, всего в три окошечка. Или первое, посаженное прадедом дерево, например, яблоньку.
- Тем более, если она дала название поселению Алматы (“Алма” по-казахски соответствует “Malus” по-латыни.) Не говоря уже об именах первых улиц, площадей, скверов. Есть города, где вместо монументов функционерам-временщикам ставят памятные знаки общечеловеческие - будь-то растоптанный башмак первопроходца или рассохшийся посох первопоселенца.
- У нас появились памятники апорту...
- Видимо, потому что скоро живого апорта не останется... В Алматы сносят десятки исторических кварталов, при этом отцы города цинично рассуждают о сохранности памятников истории и культуры и получают за снос... зарплату, премии, льготы. Возвести бетонную коробку в наше “элитное время” - дело нехитрое. Тяжелее сохранить памятник жизни многих поколений горожан и городских событий, пристрастий, вкусов, национально-политических и эстетических перестроек. Революционное обновление общества, исторической науки, культурной политики больше напоминает развал, чем созидание.
- Вы так и не приняли новый Алматы, разрушенный и перестроенный, и будто продолжаете бродить по улочкам города Ваших юности и отрочества...
- Я стараюсь объяснять читателям, что такое Алма-Ата и какие метаморфозы последнего десятилетия произошли с нашим милым городом. Большая часть моего творчества связана с поиском, изучением и составлением Свода памятников истории и культуры Семиречья. Мне довелось в течение сорока лет составлять исторические справки-паспорта на памятники архитектуры, включенные в историко-опорный план градостроительства Алма-Аты. На сегодня дело моей жизни оказалось невостребованным, оно под угрозой полного забвения. Поспешность и волевое решение акимата нанесли вред памятникоохранной системе привели к неоправданным, нелепым, абсурдным потерям и расходам. Город моей юности превратился из места обитания в некий бизнес-центр. Нет места романтическим золотым крылечкам и резным ставенкам, журчащим арыкам и живой природе, вечным, как казалось, рощам и кладбищам.
- Владимир Николаевич, надеюсь, не все так фатально, среди молодых тоже есть ценители нашего города, патриоты... И они изучают его историю, в том числе и из источников В.Н.Проскурина...
- Когда я в детстве уже мог самостоятельно читать вывески магазинов и названия улиц родного города, одной из первых запомнившихся для меня улиц стала Фонтанная, затем Лагерная и Артиллерийская. Первой переименованной “альма-матер” стала родная школа, из Пушкинского лицея она стала средней школой имени академика Сатпаева. Улицы ХХ века переименовали многократно, по десять раз меняя ориентиры, адреса и привычки. Соответственно советским и постсоветским традициям - жить надо было идеологически верно, следуя установке сверху, “по просьбе трудящихся”.
Город после войны строил телебашню и высокие здания, укладывал улицы в асфальт и в шпалы трамвая. Это было торжество труда, вроде Турксиба - одной из крупнейших строек первой пятилетки индустриализации Страны Советов. Строили военнопленные, в основном женщины - немки, японцы, думаю, и иные иноземцы. За алма-атинское яблоко можно получить в обмен ссыльный раритет.
В начале XXI века город устремился ввысь в сейсмически активном регионе, перекрыв панораму Заилийского Алатау. Ансамблевая застройка в Алматы не получила путевку в жизнь. За десять лет нового века, или нового тысячелетия, старый город снесли под чистый лист ватмана, слой за слоем извели городскую культуру, под циничной вывеской в программе “Культурное наследие”, как “колониальный” Верный или “советская” Алма-Ата... Впрочем, нелегко понять десятки современных переименований в названиях школ и вузов, улиц и площадей, в имени самого благословенного города Алма-Ата, где я родился... |