ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



С чистого листа Люди

Галя Галкина
Поколение тех, кто родился и жил в Советском Союзе, определенным образом реагирует на 1 мая - Первомай... “Утро красит нежным светом...”, “Холодок бежит за ворот, шум на улицах сильней...” И все мы устремлялись на демонстрацию трудящихся... Это был День международной солидарности трудящихся. Нынешний Первомай не утратил доброй традиции тех лет, праздник стал Днем единства народа Казахстана... И все мы вновь едины и неделимы...
В преддверии этого дня мы устраиваем перекличку друзей, которые, пользуясь возможностями открытого общества и мира - без границ и предрассудков, покинули страну, но все равно остаются с нами, потому что мир стал вдруг удивительно маленьким, неважно где - в США, Германии или Африке, вы остаетесь рядом с теми, кого любите

Алматывед Владимир Проскурин, проживающий ныне в Берлине, ведает уже и вторым городом, который он на свой манер называет “Берлинском”, а себя при этом неизменно именует Семиреком. Мы связались с алматыведом и задали ему вопрос “на засыпку”: “А что было в Алматы 1 мая, к примеру, 80 лет назад?”
И без долгих раздумий и колебаний Владимир Проскурин ответил:
- 1 мая 1930 года в Алма-Ату прибыл первый поезд из Москвы. Этим событием ознаменовалось завершение строительства Турксиба - Туркестано-Сибирской железной дороги.
Владимир Проскурин по-прежнему живет жизнью своего любимого города трех имен: в начале века это был град Верный, столица царского или колониального Семиреченского края, в середине прошлого века - социалистическая Алма-Ата, столица Советского Казахстана. И наконец, по словам Владимира Проскурина, “в конце ушедшего ХХ столетия в преддверии наступления местного капитализма появился усредненный, но меркантильный, миллионный Алматы.
alt
- Владимир Николаевич, Вы покинули Алма-Ату, уезжая в эмиграцию, но, кажется, наш город держит здесь Ваше сердце...
- Я по природе архивист, люблю “копать” истории про историю. Но в свое удовольствие. Меня переполняет желание поделиться своими находками. Может быть, поэтому большинство своих открытий я разместил в Интернете, сегодня самом востребованном виде информации и общения.
 В Германии я вдруг осознал значение пословицы “Мой дом - моя крепость”. Каждое утро годовалая внучка Амели широко раскрывает дверь кабинета, произносит что-то свое непонятное, но озорное... Мы говорим друг другу “с добрым утром”, я беру ее крепко на руки и мы смотрим на окружающий мир в окне. Наблюдаем крикливых ворон, зимой первый снег или весной расцветший цветок. Непременно читаю ей утреннюю сказку: “Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота... Лошадь ела кашу, а мужик овес, села лошадь в сани, а мужик повез...” Неожиданно приходит на ум, что все происходит в государственном историописании современного Казахстана - невидальщина, неслыхальщина, небывальщина... И день становится вдвойне полным и радостным, шаловливым - во много крат - смешным и серьезным...
- Владимир Николаевич, поздравляем, Вы стали заботливым дедушкой! Видимо, под Ваши сказки, бывальщины и небывальщины Амели будет расти пытливым ребенком. Но все же все сказочные клубки катятся к Алматы - Алма-Ате - Верному... Значит, и сегодня главное в Вашей жизни - памятники материальной культуры Казахстана? В связи с этим хотелось бы спросить о Вашем отношении к главному для историков, краеведов и алматыведов событии конца прошлого года - в республике прошла международная научно-практическая конференция “Древняя и средневековая урбанизация Евразии: возникновение, развитие и возраст города Алматы”. Когда все мы узнали, что нашему городу, возможно, 1000 лет...
- Любой седой и почтенный город Старого и Нового Света позавидовал бы древнейшему знаку судьбы. Но вот где памятники алматинского процесса расселения и урбанизации?! Город вдруг попал в историю, в список ЮНЕСКО с тысячелетней историей... Прежде всего, это отражение современных мифов и исторической реальности. Не совсем понятно, от какой печки танцевали ученые, задумывая очередную юбилейную, грандиозную сцену “Тысячелетие дней и ночей Алматы”. Думается, историки-обществоведы выдали желаемое за действительное.
В наши дни получили широкую популярность национальное тщеславие и философия постмодернизма, которые отвергают объективность фактов, объективную истину. Памятники архитектуры лучше сохраняются, когда они включены в жизнь общества - это аксиома. Казахстан вместе с суверенитетом приобрел право говорить о том, что у него своя, самобытная, древняя история. А история - прежде всего память, материализованная в памятниках. Без истории, памяти и памятников, согласитесь, нет нации. Нация должна быть заинтересована в сохранности памяти собственной истории. Как мудро заметил поэт: “Нету бедственней в жизни беды, чем разлука с любимой сумятицей: человек без привычной среды очень быстро становится Пятницей”.
С горечью Владимир Проскурин рассказывал о том, что есть города, где сохраняют первый домик, возведенный предками, пусть крохотный, всего в три окошечка. Или первое, посаженное прадедом дерево, например, яблоньку.
- Тем более, если она дала название поселению Алматы (“Алма” по-казахски соответствует “Malus” по-латыни.) Не говоря уже об именах первых улиц, площадей, скверов. Есть города, где вместо монументов функционерам-временщикам ставят памятные знаки общечеловеческие - будь-то растоптанный башмак первопроходца или рассохшийся посох первопоселенца.
- У нас появились памятники апорту...
- Видимо, потому что скоро живого апорта не останется... В Алматы сносят десятки исторических кварталов, при этом отцы города цинично рассуждают о сохранности памятников истории и культуры и получают за снос... зарплату, премии, льготы. Возвести бетонную коробку в наше “элитное время” - дело нехитрое. Тяжелее сохранить памятник жизни многих поколений горожан и городских событий, пристрастий, вкусов, национально-политических и эстетических перестроек. Революционное обновление общества, исторической науки, культурной политики больше напоминает развал, чем созидание.
- Вы так и не приняли новый Алматы, разрушенный и перестроенный, и будто продолжаете бродить по улочкам города Ваших юности и отрочества...
- Я стараюсь объяснять читателям, что такое Алма-Ата и какие метаморфозы последнего десятилетия произошли с нашим милым городом. Большая часть моего творчества связана с поиском, изучением и составлением Свода памятников истории и культуры Семиречья. Мне довелось в течение сорока лет составлять исторические справки-паспорта на памятники архитектуры, включенные в историко-опорный план градостроительства Алма-Аты. На сегодня дело моей жизни оказалось невостребованным, оно под угрозой полного забвения. Поспешность и волевое решение акимата нанесли вред памятникоохранной системе привели к неоправданным, нелепым, абсурдным потерям и расходам. Город моей юности превратился из места обитания в некий бизнес-центр. Нет места романтическим золотым крылечкам и резным ставенкам, журчащим арыкам и живой природе, вечным, как казалось, рощам и кладбищам.
- Владимир Николаевич, надеюсь, не все так фатально, среди молодых тоже есть ценители нашего города, патриоты... И они изучают его историю, в том числе и из источников В.Н.Проскурина...
- Когда я в детстве уже мог самостоятельно читать вывески магазинов и названия улиц родного города, одной из первых запомнившихся для меня улиц стала Фонтанная, затем Лагерная и Артиллерийская. Первой переименованной “альма-матер” стала родная школа, из Пушкинского лицея она стала средней школой имени академика Сатпаева. Улицы ХХ века переименовали многократно, по десять раз меняя ориентиры, адреса и привычки. Соответственно советским и постсоветским традициям - жить надо было идеологически верно, следуя установке сверху, “по просьбе трудящихся”.
Город после войны строил телебашню и высокие здания, укладывал улицы в асфальт и в шпалы трамвая. Это было торжество труда, вроде Турксиба - одной из крупнейших строек первой пятилетки индустриализации Страны Советов. Строили военнопленные, в основном женщины - немки, японцы, думаю, и иные иноземцы. За алма-атинское яблоко можно получить в обмен ссыльный раритет.
В начале XXI века город устремился ввысь в сейсмически активном регионе, перекрыв панораму Заилийского Алатау. Ансамблевая застройка в Алматы не получила путевку в жизнь. За десять лет нового века, или нового тысячелетия, старый город снесли под чистый лист ватмана, слой за слоем извели городскую культуру, под циничной вывеской в программе “Культурное наследие”, как “колониальный” Верный или “советская” Алма-Ата... Впрочем, нелегко понять десятки современных переименований в названиях школ и вузов, улиц и площадей, в имени самого благословенного города Алма-Ата, где я родился...

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • MV

  • 28 апреля 2011 18:26
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Грустно, что былой Алма-Аты нет.Еще грустнее, что мало кому нужна история.
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение