|
Галя Галкина
О себе он написал очень коротко. Вся драматичная жизнь этого большого ученого уложилась в страничку текста. Эпилог к автобиографии Муратбека Божеева дописали после его смерти дочери Гульбаршын и Айбарша.
Имя Муратбека Божеева, восстановленное, воссозданное едва ли не из забвения, возвращается к нам сегодня, в нашу коллективную память, когда ученому исполнилось 100 лет
За скупыми словами из автобиографии - “был обвинен и изолирован на долгие годы” - 16 лет сталинских лагерей, где он приобрел привычку ходить, заложив руки за спину, а также оглядываться по сторонам... Конвой слева, конвой справа, если отстанешь, тебе конец. Конвойные иногда забавлялись тем, что отпускали собак, позволяя загрызть человека. Муратбек Божеев постепенно освобождался от лагерных кошмаров. Он сохранил природную скромность и благородство манер высокообразованного человека, но стал более сдержанным, немногословным, все свое время посвящал только работе. Глубоко в душе таил он все пережитое - и самое горестное, тяжкое в жизни, и самое радостное, пронизанное мимолетным покоем...
Эпилог
“Муратбек Божеев умер 4 февраля 1980 года в возрасте 69 лет от третьего инфаркта. Им написано около 34 научных трудов, большинство из которых не опубликовано. Накануне своей смерти он сдал в издательство книгу из 476 печатных машинописных страниц - итог своей научной деятельности. К сожалению, книгу не издали, а рукопись сначала “потеряли”, а потом, через несколько месяцев, с трудом вернули дочерям Муратбека Божеева. Сейчас, спустя более 30 лет, книга вновь готовится к публикации”.
Дочери
Взрослые дочери Гульбаршын и Айбарша после смерти папы научились читать его автобиографию между строк. Они вновь оплакивали его, когда узнали, что молодой ученый был оболган и отправлен по доносу на долгие 16 лет в лагеря... Сестры научились смотреть на своего любимого папу иными глазами - перед ними предстал крупный ученый, который немало сделал для культуры своего народа.
Айбарша Божеева, режиссер, журналист:
- У меня никогда не возникали мысли, что папа перенес что-то тяжелое. Он всегда был спокоен, доброжелателен.
Ученик Мухтара Ауэзова, уже в 15 лет он опубликовал свою первую работу об изучении родного языка, затем были тексты, посвященные творчеству Абая, его земляка и духовного учителя.
Закончив Московский педагогический институт и аспирантуру в Московском государственном институте истории, философии и литературы, он вернулся в Алма-Ату и готовился к защите кандидатской диссертации на тему “Обломов” в творчестве И.А. Гончарова”. И буквально накануне защиты его арестовали по доносу. Отец всю жизнь исследовал и расшифровывал казахскую дореволюционную литературу, пытался восстановить имена забытых и подвергшихся гонениям поэтов, акынов, писателей. Этого было достаточно, чтобы его посадили за “национализм”.
До 1957 года он 16 лет провел в сталинских лагерях в Сибири, на лесоповале. После смерти Сталина освободился за отсутствием состава преступления. Его полностью реабилитировали. Вернулся в Институт литературы и искусства имени Ауэзова, в котором работал старшим научным сотрудником.
|
Доктора филологических наук Института литературы и искусства имени М.О. Ауэзова. Второй справа Муратбек Божеев с Ади Шариповым, Мухаметжаном Каратаевым, Заки Ахметовым и другими. 1976 год, Алма-Ата |
По житейским меркам Муратбек Божеев женился поздно. Вся счастливая семейная жизнь начиналась лишь в 47 лет. Рядом с ним теперь была любящая женщина, красавица Онай. Дочери чувствовали безграничную любовь своего отца. Лишь спустя годы они поняли, что такая любовь достается поздним детям.
- В семье папа был очень мягким, добрым человеком. Никогда не повышал голос на нас с сестрой, все нам позволял. Мы росли счастливыми детьми. Папа был старше мамы на 20 лет. Уклад его жизни был очень упорядоченным. Талатбек Аким, его сотрудник, сравнивал папу с Эммануилом Кантом: “Философ выходил из дома в одно и то же время, и все булочники, лавочники отмечали время не по часам, а по Канту”. Папа был такой же, все делал минута в минуту. Оттого, что он потерял 16 лет жизни, ему хотелось как можно больше успеть написать. Постоянно и всюду работал.
Папа никогда не пил, не курил. Не любил шумные компании. Не тратил время на сплетни, обсуждения, интриги, пустые посиделки... Он многое держал в себе.
У нас с сестрой было беззаботное, счастливейшее детство. Нам была предоставлена полная свобода. Никто не проверял у нас уроки. Сестра окончила школу с золотой медалью, институт - с красным дипломом. Я тоже хорошо училась. В семье считалось, что мы были достаточно самостоятельны, чтобы самим себя контролировать, учиться, выстраивать свою жизнь.
Айбарша Божеева закончила Архитектурно-строительный институт, работала на телевидении. Поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, стала режиссером. Была единственной женщиной-режиссером на начальном этапе в проекте “Перекресток” - первом отечественном сериале. В КИМЭПе закончила магистратуру по международной журналистике и пиару.
Гульбаршын Божеева - химик по образованию (КазГУ), защитила кандидатскую диссертацию, потом продолжила образование в США. Работала в Посольстве США в Казахстане у самого первого американского посла Кортни, была его помощником по науке. В Штатах закончила Дьюкский университет по специальности “Общественная политика”. В настоящее время живет в Вашингтоне, занимается инвестиционными проектами.
Книга жизни
Муратбек Божеев писал о дореволюционной казахской прозе и поэзии. Эта тема всегда была скользкой, запрещенной... Ведь объектом внимания ученого были несоциалистические, несоветские авторы. Очень многие из тех, чье творчество изучал Божеев, подвергались гонениям, уничтожались физически. Их имена в социалистическом Казахстане пытались забыть. Ученый прилагал все усилия, чтобы реабилитировать их. Однако все, что он делал в те годы, не публиковалось. Божеев писал в стол. Сотрудники вспоминают, как, работая в Мемориально-научном центре имени М.О.Ауэзова, ученый принес машинописную рукопись в 900 страниц - научные исследования дореволюционных авторов, имена которых были неизвестны или малоизвестны, а порой запрещены. В их числе Машкур Жусуп Копеев, Мурат Монкеулы, К.Шортанбай, М.Калтаев, Бухар Жырау... Божеев все же защитил докторскую диссертацию по запретной теме “проклятых” поэтов и писателей, переписав 9 вариантов труда! В 1970-м написал диссертацию и только в 1976-м защитился. Каждый раз возникали придирки, запреты. Божеев терпеливо переписывал, работал.
К нему все же пришло признание. Он стал доктором филологических наук, был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью Ленина. Трудом жизни была книга на основе докторской диссертации, а также другие темы, которым Божеев оставался верен до конца, например, творчеству Абая. Ученый подготовил к изданию книгу, ее собирались опубликовать, но Муратбек Божеев так и не дождался появления на свет своей работы, умер в 1980 году. Рукопись притормозили. Гульбаршын и Айбарша долго не могли забрать ее из издательства. Потом “пошли вызволять” вместе с дочерью папиного друга Набирой Джаксалиевой. Наконец им вернули рукопись отца. Сейчас, по мнению сестер, настало время, когда книгу можно будет издать.
У Муратбека Божеева осталось много неопубликованных трудов. К сожалению, некоторые из них утрачены. Не удалось найти его исследование по “Обломову” Гончарова. Не найдены 9 вариантов диссертации по дореволюционной прозе.
- Папа никогда не толкался, стоял в стороне. Занимался только наукой, был очень скромным. Не умел ловчить - не был членом партии, не делал карьеру. Видимо, более ловкие и успешные люди стояли на переднем плане. Папа оставался в тени, в стороне. Но сейчас его имя приобретает известность. Со временем судьба распоряжается так, что по какому-то импульсу вдруг начинается движение... Видимо, в обществе назрела некая потребность в подобных людях. Состоялся этот юбилейный вечер - благодаря большим стараниям Института литературы и искусства имени М.О.Ауэзова и его руководству в лице директора С.А.Каскабасова, который был лично знаком с папой и общался с ним, а также и Серикказы Корабая, заведующего отделом абаеведения и новой литературы, который давно изучал деятельность отца. Благодаря тому, что папу помнят, он был включен в энциклопедии, в частности, в 2011 году вышла энциклопедия Ауэзова, где нашему папе отведено скромное место.
Благодаря этим людям имя папы помнят. Я очень рада этому, потому что было больно за отца...
|
С семьей - супругой Онай и дочерьми, старшей Гульбаршын и младшей Айбаршой.
1964 год. |
Круговая порука
добра
В 1980 году, когда Муратбек Божеев умер, в его дом пришел друг Мухамбеткали Джаксалиев. Он дал понять осиротевшей семье, состоявшей из двух сестренок, что их не оставят. Именно Мухамбеткали Джаксалиевич и рассказал дочерям своего друга о том, что их отец пережил годы репрессий. Его жена Бике Нуркеевна и дети Магжан, Набира и Бахытжан стали по-настоящему родными людьми...
- Нас с сестрой поддержали также Бикен Жилиспаев и Еркегали Рахмадиев и другие порядочные и добрые люди...
Ернур Искаков, инженер:
- Наш отец Ербола Искаков был дальним родственником Муратбека. Папа родом из тех же мест, что и Божеев. После окончания КазПИ он остался там преподавать. После того, как Муратбек-ага вышел на свободу, между ним и отцом произошла встреча. Видимо, состоялся совет земляков, на котором старейшина Толеш-ага постановил, что Муратбеку надо оказать поддержку. Нашей семье выпала миссия разместить Муратбека после выхода на свободу. В то время мы имели хорошие условия - две комнаты в коммунальной квартире. У отца в ту пору было трое детей. Имя одной из моих сестер, младшей Майры, дал Муратбек-ага. Несколько месяцев он жил у нас. Всем нашим членам семьи запомнилась картина: каждый день он уходил в комендатуру, как это было положено, отмечался и отвечал на вопросы, давал показания. Возвращался поздно вечером расстроенным.
Однажды он пришел после посещения комендатуры весь черный, поникший. Обратился к отцу: “Ербола, я не хочу, чтобы у тебя были какие-то неприятности. Ведь у тебя семья, дети... Тебе есть, что терять”. На что мой отец ответил: “Выбросьте это из головы, ага. Даже не думайте об этом... Со мной ничего не произойдет. Сам я детдомовский, участник войны. Никаким образом ваше присутствие не повредит нам”. Прошло несколько месяцев, а, возможно, год, когда Муратбек-ага наконец устроил свою жизнь. Он берег всех тех людей, кто был рядом.
Считаю, что люди, подобные Муратбеку Божееву, не сломались, потому что имели совершенно иную мотивацию в жизни. В наше время цель и мотивация одна - как заработать больше денег и занять определенное место на иерархической лестнице. У Муратбека Божеева была тревога за нацию, на долю которой выпали тяжелые испытания. Пройдя застенки, он понимал, что на нем лежит ответственность. Он многое знал, изучал, имел научный контакт с Муратом Ауэзовым, поэтому эти знания он пропагандировал, оставлял в своих трудах. Это поколение бессребреников. Муратбек бережно относился к своему рабочему времени, стремился выдать ежедневно больше результата. Порой стыдно становится, когда смотришь, что человек не имел компьютера, а лишь печатную машинку... А мы, имея все достижения техники, транжирим свое время. Если бы основная масса людей создавала себя подобно таким людям, как Муратбек Божеев, мы бы стали великим народом, многого бы достигли.
Магжан Джаксалиев, бизнесмен:
- Мой отец Мухамбеткали Джаксалиев после смерти Муратбека привел к нам его дочерей, Айбаршу и Гульбаршын, и объявил, что отныне они будут нашими равноправными сестрами. А я, как старший сын, обязан помогать им. А в случае смерти папы я должен был взять опеку над ними. У нас в семье было не принято обсуждать слова отца. Если сказал, следовательно, нужно делать. Так Айбарша и Гульбаршын стали нашими сестрами. Я заботился о них как о родных.
Муратбек Божеев был талантливым человеком. А талант не поддается разрушению. Его супруга Онай, к сожалению, ушла из жизни на три года раньше своего мужа. Она была очень красивой женщиной, заботливой женой и матерью, ею все восхищались. А если соединить талант и красоту, то получаются такие счастливые, одаренные и красивые дети, как Гульбаршын и Айбарша.
Сеит Каскабасов, директор Института литературы и искусства имени М.О.Ауэзова:
- Муратбек Божеев остался в моей памяти как очень образованный и значимый человек.
Один из грамотных, интеллигентных граждан Казахстана, достойный быть в ряду выдающихся людей. В течение всей творческой жизни Муратбек Божеев работал над собиранием и текстологическим изучением произведений казахских акынов, поэтов и писателей. Он обладал незаурядными знаниями в области дореволюционной казахской литературы. Им была проведена большая работа по расшифровке арабописьменных рукописей, открыты имена малоизвестных и неизвестных авторов, он выдвигал и решал сложные проблемы филологии, в его работах было немало оригинальных научных мыслей, выводов, которые обогатили казахское литературоведение
Серикказы Корабай, зав. отделом абаеведения и литературы нового времени Института литературы и искусства имени М.О. Ауэзова:
- Наше ученое сообщество его хорошо знает и высоко оценивает его труды. Многие из поколения последующих ученых ссылаются на него в своих работах. Муратбек Божеев в казахском литературоведении значимое имя. С тех пор как в 1925 году в журнале “Жана мектеп” была впервые опубликована его первая статья об изучении родного языка, он постоянно и неустанно писал. Говорят, рукописи ученого не умирают, не горят. Это великие слова. Почти все темы и объекты исследования Муратбека Божеева были когда-то запрещены. Он изучал произведения авторов, которые подвергались гонениям и, возможно, поэтому его труды не были своевременно опубликованы. Сейчас с обретением независимости запрещенные темы открыты, появилась возможность всем нам объединить усилия и выпустить его труды.
Автобиография
Я, Муратбек Божеев, родился в 1910 году в ауле № 1 Шубартауского района Семипалатинской области в семье врача.
В возрасте 15 лет учился у Мухтара Ауэзова. Среднее образование получил в городе Семипалатинске, в Казахском педагогическом техникуме.
В 1932 году окончил литературный факультет Московского государственного педагогического института. После окончания института я приехал в Алма-Ату. С 1933 по 1934 год работал преподавателем русской литературы в Казахском педагогическом институте имени Абая Кунанбаева. В 1938 году окончил аспирантуру Московского государственного института истории, философии и литературы.
Начиная с 1938 года работал доцентом в ряде высших учебных заведений: КазГУ, КазПИ и старшим научным сотрудником Казахстанского филиала Академии наук СССР. В 1939-1940-х годах совместно с Мухтаром Омархановичем Ауээовым осуществил издание двухтомного собрания сочинений Абая Кунанбаева с научными комментариями.
В 1942 году накануне защиты кандидатской диссертации был обвинен и изолирован на долгие годы. В 1957 году был реабилитирован за отсутствием состава преступления.
С 1957 года работал научным сотрудником Института литературы и искусства Академии наук Казахской ССР.
В 1960 году защитил кандидатскую диссертацию. С 1961 года работаю старшим научным сотрудником, опубликовал немало научных работ на страницах республиканской печати. Являюсь одним из основателей Литературно-мемориального музея Мухтара Ауэзова.
Мною было дано научно-техническое описание рукописей Ауэзова, хранящихся в архиве писателя.
В 1962-1969-х годах совместно с научными сотрудниками Института литературы и искусства Академии наук Казахской ССР было осуществлено издание 12-томного собрания сочинений Ауэзова с научными комментариями.
В 1970 году закончил докторскую диссертацию о дореволюционной литературе конца XIX - начала XX века.
В 1976 году мне была присуждена ученая степень доктора филологических наук”. |