|
Галя Галкина
Он говорит о себе: “Я живу сейчас так, как живут дети: все их балуют, и никто ничего от них не требует”... Считает, что наступило прекрасное время, когда он может заниматься чем угодно, отдыхать - сколько душе угодно.
Все его балуют и любят. И готовят подарки, которые будут вручены в будущем году всеобщему любимцу, баловню судьбы. Ермеку Бекмухамедовичу Серкебаеву, народному артисту СССР, Герою Социалистического Труда, исполнится 85 лет. Один из подарков - книга о знаменитом баритоне была задумана давно. Книгу написала Ирина Серкебаева, дочь певца
Папенькина дочка
Ирина Серкебаева - автор двух книг: “Истории папенькиной дочки” (2007 год) и “Кризис среднего возраста, которого нет” (2009 год). Когда она услышала о книге, сначала решительно отказалась:
- Чувствую себя некомфортно как автор, когда мне формулируют конкретную тему. Но потом я подумала и поняла, что если не напишу эту книгу о папе, то кто это сделает лучше, чем смогла бы я?
Ирина согласилась, пообещала, что напишет книгу быстро, и уехала в США, где живет с семьей.
Но быстро не получилось. Ирина решила дисциплинировать себя - стала ходить в библиотеку, как на работу. Копалась в Интернете, размышляла... И вдруг начали всплывать картины детства. Ирина позвонила маме, поговорила с ней...
- Мама рассказала мне такие вещи, которые я не знала о папе. Оказывается, она его впервые увидела, когда ей было 15 лет. Девочкой приехала в Алма-Ату из Новосибирска к родственникам. Тетя мамы, “знаменитая” Нина Пална, работала буфетчицей в Оперном театре. И вот юная девушка зашла в подсобку буфета, а там сидит красивый “дядька”. Он пил чай. Ермек Бекмухамедович тоже обратил внимание на яркую гостью, спросил своим прекрасным голосом: “Кто такая?” Услышал в ответ от буфетчицы: “Моя племянница!” Потом Лидия приехала в Алма-Ату в 23 года, когда и состоялось по-настоящему знакомство с Ермеком.
- Писала о таких вещах, о которых не принято говорить. Почему тяжело быть артистами? Почему они сгорают? Каким бы ни был артист по уровню и рангу, с ним случается внутренний надлом... Представьте - каждый вечер выходить на сцену, выступать перед людьми.
Светоносный голос
- Все, кто рассказывал о папе, отмечали наличие огромной энергетики у него. Когда он пел каватину в “Севильском цирюльнике”, что-то происходило со светом... Сцена была освещена обычным светом, но когда выходил Ермек Серкебаев и пел, становилось очень светло! И это на самом деле правда, я сама неоднократно это видела на его выступлениях. Он начинал петь, и все преображалось, как будто осветители добавляли света, включали еще несколько прожекторов!
Ирине снова потребовалось приехать в Алматы, чтобы какие-то моменты прояснить в общении с папой.
- Мы сели на кухне, и я стала задавать вопросы. Папа начал рассказывать. Что-то мне было известно. Но какие-то вещи мне открылись впервые. Например, с удивлением услышала, что семья папы, когда он был ребенком, переезжала из города в город. Дед Бекмухамед боялся, что его репрессируют, как многих интеллигентов той поры. Он был учителем и, по сведениям папы, состоял в алашордынской партии, дружил с Магжаном Жумабаевым, репрессированным поэтом, которого, как известно, расстреляли. Причем Магжан предупредил Бекмухамеда: “Уезжай”, а сам не успел скрыться. Поэтому дед не хотел разделить участь своих друзей, перемещался по Казахстану: Алма-Ата, Чимкент, Петропавловск, Талгар... Жили в каком-то городе около года, потом снимались и ехали дальше.
На телеге детства
Маленького Ермека, где бы ни находилась семья, на летние каникулы отправляли к родственникам на север Казахстана - в Кокчетав или Петропавловск.
Ермек Бекмухамедович вспоминал в разговоре с дочерью, как его привозили с вокзала в телеге к дому бабушки. Все ждали его с раннего утра, тетя выглядывала в щелочку, видела городского мальчика в ботиночках (местная-то детвора была босоногой) и кричала: “Ермек приехал!” А мальчишка соскакивал с телеги и удирал. По словам сегодняшнего Ермека Бекмухамедовича, он “был диковатым ребенком”. Как он сам говорит: “Вся родня выбегала из дома, окружала и загоняла его, как собаку, домой”. Он вокруг дома пробегал еще кругов двадцать, пока из сил не выбивался. Потом Ермека силком затаскивали в дом и старались накормить самым вкусным... Он снова постепенно привыкал к своей родне.
Не лишай меня их!
- В этой же части книги папа рассказывает о том, как он вырос, как начал учиться, и о том, как впервые пришел в Оперный театр и как его там приняли. И дальше в книге идет рассказ о тех из его коллег и друзей, о ком он хотел бы говорить: о Куляш Байсеитовой, Курманбеке Жандарбекове, Шабал Бейсековой - обо всех, кто ему памятен. Когда я уже закончила книгу, папа вдруг сказал мне, что видит во сне Шакена Айманова: во сне они - друзья, как и прежде, вместе прогуливаются по улочкам Алма-Аты, которые сегодня уже выглядят иначе, разговаривают, смеются. Папа признался, что очень скучает по Шакену, они были близкими друзьями, хотя Айманов старше папы на десять лет. Режиссер всюду брал с собой Ермека, поддерживал в карьере, баловал.
Ермек Бекмухамедович вспоминает, как на гастролях жили они в гостинице “Москва”. Утром Шакен приходил его будить, чтобы идти на работу: “Вставай, дорогой!” “Не хочу, не пойду!” - отвечает молодой певец. “Не капризничай! Вставай! Я тебе чаю сделаю!” Ермек заинтересованно спрашивает: “С молоком?” Шакен смеется: “Со сливками!” Режиссер возился с ним, как с малым дитятей. Сегодня, когда Ермек Бекмухамедович читает в воспоминаниях, статьях о деятелях культуры, что Шакен Айманов пил, то его это возмущает: “Не было такой привычки у режиссера, выдумки!” Айманов был компанейским, радостным, веселым человеком, его постоянно окружала толпа людей. Ермек иногда возмущался: “Почему вокруг вас вечно куча мала? Можно посидеть вместе наедине и пообщаться?” Шакен со смехом отвечал: “Если вокруг меня не будет всех этих людей, я умру! Ты разве хочешь, чтобы я умер?” Ермек в испуге отвечал: “Нет!” “Тогда не лишай меня моих друзей!”
Легендарные
и живые
В книге Ирина смогла воссоздать дружбу, нюансы общения папы с людьми.
- Мы же вот дружим, общаемся, и ничего особенного не происходит, просто течет жизнь... Так же и они - молодые артисты - жили, разговаривали... А теперь о них вспоминают так, будто они вели себя не как живые люди, а как классики, легенды... Все в этих воспоминаниях значительно и лишено жизни...
Папа очень интересно рассказал о композиторе Мукане Тулебаеве, Латифе Хамиди, авторе первого гимна Казахстана. Они были живыми, веселыми, остроумными, талантливыми людьми. Шутили друг над другом, смеялись, ссорились... О Бибигуль Тулегеновой, об артисте Каукене Кенжетаеве, о дирижере Газизе Дугашеве... Рассказывал об артистах балета, о концертмейстерах... Концертмейстер - не самая заметная фигура, но важная. Папа вспоминал Семена Когана, Галину Кононенко, Аиду Исакову.
Десять его друзей
Ирина Серкебаева сделала третью часть книги, в которой о Ермеке Бекмухамедовиче говорят его коллеги, друзья. В книге их десять.
Бибигуль Тулегенова рассказывала о командировках, о житейских ситуациях. Они проработали вместе 60 лет, неразлучно, как близнецы! И за границу вместе, и по Союзу, и по аулам... И всюду она возила с собой дополнительный чемодан для чайных церемоний - с чайником, чашками, заварочным чайничком. И всюду заваривали особенный чай, чтобы насладиться им, восстановить силы.
Заслуженный деятель республики, обладатель Госпремии Казахстана за 2006 год, оперный певец, преподаватель консерватории, ведущий солист Государственного академического театра оперы и балета имени Абая, Шахимардан Абилов сегодня сам уже солидный человек, имеет собственных воспитанников. Когда-то он учился у Ермека Серкебаева (не числился непосредственно учеником, но бывал на репетициях, советовался, консультировался).
Когда Шахимардан был студентом 2-го курса консерватории, то усомнился, его ли это профессия - быть певцом, может быть, лучше стать военным или юристом... Как-то он шел по коридору консерватории и увидел, что Ермек Бекмухамедович сидит в классе, играет на рояле. Шахимардан подошел к нему и попросил послушать, чтобы развеять его сомнения - нужно ли молодому человеку быть певцом. Ермек Бекмухамедович послушал студента и сказал, что он обладает красивым голосом. Знаменитый певец понимал сомнения начинающего исполнителя. И он сказал Шахимардану: “Каждый артист ждет своего звездного часа. Но все приходит в свое время - к кому-то в 23 года, а к кому-то в сорок. И чтобы звездный час наступил, нужно заниматься, работать каждый день”. Шахимардан до поступления в консерваторию служил в армии на Дальнем Востоке.
Однажды после отбоя он услышал по радио, как Ермек Серкебаев поет каватину Фигаро. Услышав это великолепное пение, он, старшина части, поднял 150 солдат, как по тревоге, построил их, включил радио на полную громкость, солдаты внимательно слушали пение. Когда оно отзвучало, Шахимардан дал отбой: “Вот вам пять минут счастья перед сном!” Сам растрогался, пошел в свою каптерку, налил себе рюмочку, выпил, и так ему хорошо стало, как будто дома побывал.
В ладу с воспоминаниями
Ермек Бекмухамедович принял активное участие в составлении книги. Иногда он был в настроении и рассказывал в течение часа и больше. А иной раз после десяти минут записи вдруг объявлял, что не хочет больше ни о чем вспоминать... И отправлял дочь, прося отдыха.
Ермек Серкебаев встречается с друзьями, но даже на эти встречи выбирается редко. Иногда он жалуется на одиночество, но и не стремится при этом быть в центре событий. В июне съездил в Астану, принял участие в концерте. И его голос до сих пор остается звучным.
Ирина написала последнее предложение и поставила точку. Пришла к папе. Ермек Бекмухамедович посмотрел на дочь с удивлением: “Ты какая-то кислая...” Ирина ответила: “Не знаю, куда себя деть! Книгу закончила”. До этого момента жила в гонке, чтобы успеть книгу к сроку, большей частью была в Алматы, своим домом в США не занималась, потратила кучу денег на самолет... И вдруг все остановилось...
Но время замедлилось ненадолго. Наступил период, когда книгу нужно издать. И все вновь закрутилось...
В разгар работы над книгой Ирина поняла, что это лишь первая попытка рассказать о папе. Невозможно объять необъятное. Жизнь человека полна событий, внутреннего развития, особенно богата судьба такой личности, как Ермек Серкебаев.
- Нужно было завершить книгу в том виде, в каком она получилась. Потом буду дополнять ее, возможно, переиздавать. Есть подозрение, что получу много критики в свой адрес, потому что книга - лишь начальный этап работы. Предвижу, что кто-то позвонит, придет и скажет: “Почему ты меня не спросила?” И я спрошу. |