ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Зов кочевников Люди

Алия Боранбаева, Галя Галкина
О ней говорят: “уникальная Саида Даукеева”... Эта молодая красивая женщина - не только блестящий ученый, музыкант, единственный в Лондоне музыковед, специализирующийся в области казахской традиционной музыки и музыки мусульманского Ближнего Востока... Ее творческую деятельность можно назвать дипломатической миссией в области культуры. Саида Даукеева  устраивает в Лондоне удивительные концерты и мастер-классы, приглашая для этого музыкантов со всех уголков Казахстана и Алтая, чтобы представить европейской публике все многообразие и неповторимость казахской музыки... Она читает лекции по этномузыковедению, казахской музыке в учебных заведениях Лондона и Кембриджа. Предпринимает сложные исследовательские экспедиции в Монголию, Сирию, Казахстан... Исследует уголки планеты, выискивая там настоящие бриллианты национальной культуры, являя их миру

До приезда в столицу Туманного Альбиона Саида окончила музыкальную школу имени К. Байсеитовой в Алматы и консерваторию имени П. И. Чайковского в Москве по двум направлениям - музыковедение и исполнение барочной музыки. Специализируясь на арабских музыкальных источниках, она проучилась по гранту в Дамаске, Сирии и, будучи в Лондоне, опубликовала несколько научных трудов, среди которых “Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби”.
Работу можно оценить как своего рода историческое открытие. Девушка приоткрыла завесу в прошлое, исследовав труды о музыке одного из величайших ученых исламского средневековья. Саида объездила с экспедициями всю Западную Монголию. А в 2007 году организовала и провела концерт казахской традиционной музыки в лондонском Кадоган-холле! Собрала музыкантов со всех уголков Казахстана и Алтая с целью представить зрителю все многообразие и неповторимость казахской музыки. Саида завершила докторскую диссертацию в Школе востоковедения и африканистики Лондонского университета.
alt
- Алматы, Москва, Дамаск, Лондон. Каким образом получилось составить такой жизненный маршрут?

- У меня музыкальная семья. После окончания школы имени К.Байсеитоврй мои родные посоветовали ехать в Москву с тем, чтобы получить фундаментальное музыкальное образование. Здесь я увлеклась арабским языком, которым стала серьезно заниматься со второго курса. На это меня вдохновили переводы трактатов аль-Фараби, которые, как мне казалось, не в полной мере отражали содержание оригинала. Я узнала, что полных переводов еще не было и его музыкальное учение не так широко известно. А мы как раз проходили в то время античную теорию музыки, многие аспекты которой были восприняты учеными мусульманского Востока.
Аль-Фараби был родом из Туркестана, Южного Казахстана, и по праву считается одним из основоположников среднеазиатской и ближневосточной философии и науки. Чтобы в полной мере освоить его музыкальные труды и средневековую культуру, помимо изучения языка я стала посещать лекции мусульманского университета при Институте стран Азии и Африки Московского университета. Потом поступила в аспирантуру по этой теме и на втором курсе через мусульманское духовенство России получила возможность для стажировки и совершенствования арабского языка на Ближнем Востоке, в Сирии. Там работала в библиотеках, имела доступ ко многим первоисточникам и оригиналам!
Саида Даукеева знала, что аль-Фараби похоронен в Дамаске. Со временем девушка нашла это место и была первым казахским ученым, который побывал на могиле великого ученого. Потом по стопам молодой исследовательницы из Казахстана пошли люди из мусульманского духовенства и другие ученые.
Саида вернулась в Москву, защитила кандидатскую диссертацию по музыкально-теоретическому учению аль-Фараби. Параллельно приняла участие в конкурсе Фонда Сороса на выполнение индивидуального проекта по исследованию музыкальной науки на Ближнем Востоке с Х по ХIV век. Проект предполагал поездки в Египет и Англию, где арабистика имеет глубокие корни. В архивах Британского музея и Британской библиотеки хранится большое число средневековых трактатов о музыке. Саида Даукеева приехала в Лондон и начала работать над своими исследованиями. Здесь у нее появилась возможность поступить в докторантуру (PhD) Школы востоковедения и африканистики. Саида Даукеева опубликовала свою книгу c исследованием и переводами из “Большой книги музыки” аль-Фараби.
- В жизни я совмещала две совершенно разные стези: первая - это теоретическое музыкознание, основанное на изучении средневековых источников, а вторая - это живое музицирование, не связанное с Ближним Востоком, - европейская музыка эпох ренессанса и барокко.
Когда приехала в Лондон, продолжала заниматься клавесином и выступала с концертами в доме-музее Генделя. Здесь я решила сконцентрироваться на исследовании, потому что работу над диссертацией и исполнительство было все же трудно совмещать. Так сложилось, что я оказалась в департаменте этномузыковедения. А этномузыковедение - это фактически социальная наука. Музыка в ней рассматривается как часть социальной деятельности человека. Различия между историческим музыкознанием и этномузыковедением существенные, и вокруг методов двух дисциплин даже идет полемика.
- Получается, что Вы поменяли профиль деятельности?
- Да, и достаточно радикально.
В это время Саида Даукеева стала посещать курсы и лекции на факультете Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии. На тех курсах она познакомилась со многими интересными людьми, среди которых была ученая-антрополог из Дании. Она собиралась поехать в экспедицию в Западную Монголию и провести год среди местной казахской диаспоры в целях изучения прикладного искусства, изготовления войлочных ковров - тус кииз. Саида в тот момент находилась в поиске.
- Меня окружали этномузыковеды и этнографы, которые постоянно куда-то ездили, что-то изучали и вокруг которых витал дух романтики и научных открытий. И я решила поехать в Монголию, чтобы провести полевое исследование о музыке местных казахов. Это был значительный сдвиг по сравнению с тем, чем я занималась ранее.
После нескольких лет архивной, кабинетной работы я обратилась к живым, бытующим сегодня музыкальным традициям. В первый приезд провела в Монголии два месяца, через год вернулась опять, а спустя год поехала по стопам монгольских казахов, которые вернулись в Казахстан. И это стало темой моего исследования.
- А почему Вы стали заниматься народной казахской музыкой именно монгольских казахов?
- Я имела представление об этой музыке в Казахстане. Еще в школе мечтала стать фольклористом. Правда, в Москве я отдалилась от реалий нашей музыкальной культуры. В своем исследовании мне хотелось выявить сходства и различия между музыкой в Казахстане и среди казахов Монголии, которые до сих пор ведут полукочевой образ жизни. В итоге я стала заниматься домбровым искусством Баян-Ульгий.
Это оказалось не просто для Саиды Даукеевой. Не были организованы ни транспорт, ни проживание для проведения экспедиций, девушка никого особо не знала в то время. Она просто садилась в такси - разбитый газик советских времен, в который помещалось немыслимое количество пассажиров, багажа и даже домашних животных.
- Со своей аппаратурой, за сохранность которой в таких переездах я постоянно боялась, исколесила всю Западную Монголию. А там дорог нет - это же Алтай, горная местность. В какие только необычные ситуации я там ни попадала! Приезжала на джайляу в поисках исполнителя, который, как выяснялось, откочевал в другое место, и, никого не зная, вдруг находила потрясающих, интересных музыкантов. Пребывание там оказалось для меня настоящей экзотикой. Ведь я, “асфальтная” казашка с московским образованием, никогда раньше не сталкивалась с кочевой культурой в таком виде, кроме разве что у арабских бедуинов, к которым я ездила в Сирии.
- А идея с концертом в Кадоган-холле родилась как итог работы?
- Это скорее промежуточный итог моей работы в более широком плане. Сюда привлекались музыканты со всего Казахстана и только один исполнитель из Монголии. Концерт был построен в виде музыкального путешествия по разным регионам казахской степи.
Саида Даукеева с энтузиазмом и неутомимостью вела лекции по этномузыковедению, музыке в исламе и казахской музыке в учебных заведениях Лондона и Кембриджа. Организовывала концерты и мастер-классы с казахскими музыкантами в Лондоне, в том числе в Школе востоковедения и африканистики, и Королевском азиатском обществе, и Кэмбриджском университете. Ее лекции и концерты направлены на то, чтобы донести казахскую музыку и, в частности, домбровое искусство монгольских казахов до широкой публики с тем, чтобы оно не угасло.
- Ведь можно искусственным путем восстановить утраченное и навести мосты между прошлым и будущим! Это вопрос культурной политики. А вообще мои интересы лежат в области искусства, культуры. Когда есть возможность, я хожу на выставки, концерты. Лондон - это неиссякаемый источник вдохновения для музыкантов и уникальный культурный центр. Такого, как здесь, притока многокрасочных музыкальных традиций, пожалуй, нигде не встретишь. В этом заключается неоспоримая сила и богатство британской культуры.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение