ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Экстрим - пройденный этап Люди

Галя Галкина
Последнее воскресенье июня в Казахстане традиционно отмечается как День журналистики. За без малого 20 лет независимости в стране рождалось множество печатных изданий, журналисты искали новые стандарты прессы и отвечающие реалиям дня формы работы. Не все издания выдерживали конкуренцию, рыночные условия существования. Выстояли сильнейшие - наиболее профессиональные, востребованные читательской аудиторией...
Олег Чеславович Червинский, профи в области журналистики, вот уже на протяжении 10 лет - издатель и главный редактор журнала “Petroleum”, специализирующегося на теме нефти и газа, с 1998 года - первый и до 2003 года - бессменный главный редактор еженедельника “Новое поколение”, с 2006 года - председатель редакционного совета “НП”. В период с 2003 по 2005 год возглавлял “Казахстанскую правду”. Два крупнейших на казахстанском рынке печатных издания стартовали под руководством Олега Червинского, сегодня журналиста c республиканским именем и признанием - академика Академии журналистики Республики Казахстан, члена Союза журналистов Республики Казахстан

alt
В общепринятом смысле пиком, наверное, был пост президента ОАО “Республиканская газета “Казахстанская правда”. Но главным профессиональным достижением остаются созданные с нуля еженедельник “НП” и журнал “Petroleum”. В 1998 году - момент основания газеты - ему удалось собрать вокруг себя единомышленников, ярких журналистов, объединить их в крепкую команду, много лет удерживающую издание на высоком профессиональном уровне.
“НП” поставило своеобразный рекорд, став семикратным лауреатом республиканского конкурса “Выбор года” и лауреатом профессиональной журналистской премии “Алтын жулдыз”. А Олег Червинский к тому же в 2009 году - юбилейном для отечественной нефтяной отрасли - признан лучшим журналистом республиканского СМИ в конкурсе журналистского мастерства “Энергия пера”, объявленного Казахстанской ассоциацией организаций нефтегазового и энергетического комплекса “Kazenergy”, получив Гран-при конкурса.
В профессию вошел еще в юности - в четырнадцать лет стал внештатным корреспондентом районной газеты “Красная звезда” Красноармейского района бывшей Кокчетавской области. Золотой медалист, он шутя прошел и творческий конкурс при приеме на факультет журналистики КазГУ имени С.М.Кирова (ныне КазНУ имени аль-Фараби). Еще находясь в стенах университета, работал заведующим отделом, а потом и ответственным секретарем одной из старейших и уважаемых газет страны - “Учитель Казахстана”.
Оттуда Червинского пригласили на должность заведующего отделом в новую газету - “Советы Казахстана”. В 1994 году он становится самым молодым редактором в стране, в 26 лет возглавив еженедельник “Деловая неделя”.
- Есть династийные семьи, много тому примеров. А Ваша семья - журналистская?
- Профессиональной преемственности нет. Но моя мама, будучи по профессии учителем географии, поделилась со мной своей мечтой юности - она хотела стать учителем русского языка и литературы - и потом всю жизнь жалела о том, что эта мечта так и не осуществилась. Но сколько я себя помню, с самого моего детства, она постоянно сотрудничала с газетами, была внештатным корреспондентом районной газеты. Поэтому, наверное, что-то из материнских генов мне передалось. Папа был бухгалтером. Человек из сферы точных цифр, но это меня никогда особо не привлекало.
- Видимо, папа привил любовь к порядку, точности, организованности.
- Это да... Педант был тот еще! После школы я подал документы в университет. После десятого класса предстал перед приемной комиссией с тремя альбомами своих публикаций. Преподаватели посмотрели на меня с удивлением и тут же допустили к экзаменам. Таким образом, профессию выбрал с родительского благословения. И с тех пор о своем выборе не жалею.
- Когда определился выбор темы нефти для журналиста Червинского?
- Газета “Деловая неделя” писала об экономике, нефти, финансах. На меня вышли коллеги из Москвы - российско-американского издания “Russian Petroleum Investor”. Они предложили писать о казахстанской нефти для их издания. Тогда для меня это было в диковинку, приходилось учиться на ходу. Сотрудничал с ними в качестве фрилансера около пяти лет. По ходу пришло настоящее увлечение нефтью. В начале девяностых все только начиналось - рыночные отношения, развитие финансового сектора, интерес к Казахстану как к нефтяной державе.
В 1996 году по долгу службы делал интервью с недавно назначенным министром нефти и газа Нурланом Балгимбаевым. Когда собственно интервью закончилось, мы просто беседовали. Министр сожалел, что в нашей стране нет своего нефтяного издания, подобного “Russian Petroleum Investor”, хотя есть своя большая нефтяная отрасль. А я поделился своей идеей - запустить отечественный суверенный нефтяной проект.
Балгимбаев поддержал в стремлении сделать такой журнал, пообещал организационную помощь. И в том же 1996 году вышел первый номер журнала, который назывался “Oil & Gas of Kazakhstan”. В 2000 году журнал прошел ребрендинг и стал именоваться “Petroleum”. Так с 1996 года одной из приоритетных для меня тем в журналистике стала нефть.
- В прошлом году Вы опубликовали в “НП” цикл интервью с крупными нефтяниками страны под общей рубрикой “Генералы”. Что отличает этих людей?
- Это люди, которые больше делают, чем говорят, они не любят давать интервью. И каждая публичная беседа с ними давалась нелегко. Записал интервью с Равилем Чердабаевым, одним из основателей нефтяной отрасли, представителем династии Чердабаевых, Балтабеком Куандыковым, который с нуля создал госкомпанию “КазахстанКаспийШельф”, с первым министром энергетики Кадыром Байкеновым... Каждому из генералов отечественной нефти есть что рассказать людям о себе, своей деятельности, каждый горячо болеет за свое дело...
Это люди-глыбы. Все они, как правило, представители нефтяных династий. Как сказал Равиль Чердабаев, “нефтью пропитана вся моя жизнь. Нефть - это и есть моя жизнь”. Иной судьбы они и не представляют. Их отцы и деды нефть ведрами черпали, их сыновья, внуки знали с младых ногтей, что их жизненный путь связан с нефтью. Это люди сильные духом, с недюжинным характером, они большие патриоты.
alt
- Мы наблюдаем, что сегодня журналистика превращается в большей степени в бизнес...

- Так и происходит: издатели, редакторы, журналисты все больше рассматривают свое дело как бизнес. Это, в принципе, правильно. Если то или иное СМИ само себя не в состоянии прокормить, обеспечить финансово, оно в любом случае попадает в зависимость к тому, кто его финансирует. Но в то же время, я думаю, в последние годы мы слишком увлеклись превращением СМИ в бизнес. И в этом плане духовная, воспитательная роль средств массовой информации значительно уменьшилась.
Государство сейчас пытается заниматься идеологией, рано или поздно мы должны были к этому прийти. Тем более у наших детей, которые подрастают, у наших младших товарищей вместо идеологии зачастую только доллары в глазах “щелкают”. Абсолютно верно, что наконец-то пришло осознание - нельзя жить без духовности, без идеологии, и правильно, что государство этим занялось. Другое дело, какими методами это будет осуществляться, какие идеологемы будут предлагаться в качестве идеалов. Это второй вопрос. Но пустоты не должно быть.
- Вы практически со студенческой скамьи вошли в редакторский корпус казахстанских газет. Какие качества определили столь стремительный карьерный рост?
- Достаточно объективно оценивая свои возможности, я в то же время не считаю себя супервыдающимся человеком, которого в 26 лет позвали работать главным редактором. Это в чем-то стечение обстоятельств, знак судьбы, примета времени - в начале 90-х двадцатитрехлетние мальчики становились президентами банков, в России комсомольские секретари превращались в миллионеров за два года. Так и в моем случае: три молодых человека учились на одном курсе журфака, двое из них пошли в бизнес.
Я скромно сидел на зарплате в “Советах Казахстана”, когда мои сокурсники открыли рекламное агентство, заработали небольшой капитал и сказали: “Хотим издавать деловую газету. Мы будем первыми, займем эту нишу”. Чистейшей воды авантюризм! В то же время еще один наш сокурсник Арманжан Байтасов открыл телеканал - событие из той же оперы.
Ребята нашли деньги, партнеров, зарегистрировали газету “Деловая неделя”, вспомнили, что учились со мной на одном курсе, посчитали: “Олег - вроде толковый парень, давай пригласим его главным редактором”. Так на голом энтузиазме начинали “Деловую неделю”.
Попал в струю, может быть, создав не самую плохую газету. Когда меня пригласили в “Казправду”, на фоне тех поздравлений, которые лились ручьем, один хороший знакомый позвонил и сказал: “Сочувствую”. Я удивился: все поздравляют, а он сочувствует. “Смотри, тебе 35 лет, ты пришел в “Казправду”. Для журналиста это потолок. Ты там проработаешь максимум два-три года, больше там не задерживаются. В 40 ты из “Казправды” уйдешь, а работать больше негде”...
- Почему же негде? Спустя два года Вы вернулись в “Новое поколение”... Газете 12 лет, немногим меньше, чем независимости нашей страны. Что переживает сейчас “Новое поколение”?
- Конечно, у “НП” были разные периоды. Возможно, сейчас газета стала мудрее и спокойнее. Может быть, так и нужно? Первые годы это было задиристое, драчливое издание, в настоящее время - более степенное, серьезное. Думаю, это объективные процессы. Наши читатели, которые покупали газету с 98-го года, тоже повзрослели, перестали встревать в уличные драки, сегодня им хочется почитать что-то другое.
В этом году “НП” 12 лет. Солидный стаж. Не все газеты могут похвастать таким возрастом, можно на пальцах рук пересчитать, остальные вспыхивают и гаснут. Думаю, впереди у нас хорошее будущее.
- Какой урок журналистики оказался наиболее важным в Вашей журналистской деятельности?
- Вообще-то урок один, даже не урок, а принцип, которого я стараюсь придерживаться, - писать правду. Понятно, что абсолютной правды никогда не бывает. Абсолютную правду написать очень сложно. По крайней мере, нужно стремиться не кривить душой, чтобы не было потом стыдно за те строки, которые ты когда-то писал, тем более сейчас, в век Интернета. Наши строки никуда не исчезают, они откладываются в мегабайтах информации. Кто знает, может быть, через пять или десять лет твои слова прочтут твои дети. Не хотелось бы краснеть за то, что ты когда-то написал.
- Каково приходится журналистам в век натиска информации, ее переизбытка?
- С одной стороны, журналисту гораздо легче работать... “Трое суток не спать, трое суток шагать” - это уже не актуально. Можно всю газету заполнить, не выходя из комнаты, когда имеется телефон, факс и великое изобретение - Интернет. Но в то же время есть опасность, что интернет-журналистика убьет настоящую.
Есть еще одна тревога и опасение: все чаще задумываюсь о том, что именно в этот век переизбытка информации, который, в свою очередь, влечет дефицит времени, как бы наши печатные СМИ не отмерли за ненадобностью как жанр, как класс. Устоят ли печатные СМИ под натиском информации? Не превратятся ли в изыск тиражом в две-три тысячи экземпляров? Почему-то задумываюсь об этом. Старею, наверное...
- Как Вы отдыхаете? У журналистов остается 5 часов отдыха в неделю, по мнению британских исследователей...
- Мне не близки какие-то экстремальные вещи - спуститься до Балхаша по Или на катамаране или в новогоднюю ночь съездить покататься на лыжах в Кара-Ой... Боюсь, разочарую читателей. У нас Сергей Апарин, наш главный редактор, очень изобретательно отдыхает. Я консервативен. Для меня лучший отдых - побыть с семьей, с детьми. Отдыхаю среди близких мне людей, друзей. Экстремальный отдых - пройденный этап.
- В условиях информационной интоксикации не пропадает желание читать?
- Отдавая должное Интернету, я до сих пор так и не прикипел к нему. Даже газеты предпочитаю читать держа в руках, так же и книги. Электронные книги читаю только в самолетах. Бумага, запах краски по-прежнему милы мне. Приятно полистать хорошее издание. Через год я могу снять книгу с полки и еще раз перечитать. Вселяет надежду, что пока есть наше поколение, бумажная газета будет кому-то нужна и востребована. Наверное, мы воспитаны иначе...

Связанные одной нефтью
 За годы работы в журналистике Олег Червинский стал экспертом в области нефти и газа.
- Олег, Вы стояли у истоков журнала “Oil & Gas of Kazakhstan”-”Petroleum”. Можно ли назвать журнал Вашим детищем?
- Думаю, да. Тем более что мы были первыми. После возникли другие нефтегазовые издания. Одни появлялись, другие сходили с дистанции, не выдерживая конкуренции.
- Много ли сегодня конкурентов у журнала?
- Конечно, конкуренты есть. Во-первых, несколько российских изданий пытаются очень активно работать на казахстанском рынке. Несколько местных изданий подобной тематики, интернет-проект... Могу сказать, что мы успешно конкурируем с российскими изданиями. Когда мы только начинали, россияне держали в Казахстане очень сильные позиции - солидный журнал “Нефть и капитал”, издание “Нефтегазовая вертикаль”. Монополистом на рынке в нефтяной теме был английский журнал “Caspian”. Но и наш журнал последовательно развивался. Нефтяники в массе своей очень патриотичные люди, они нас хорошо поддерживали - и в плане предоставления информации, и в плане рекламы. Случалось, что коллеги по цеху жаловались, что они обращаются в нефтяные компании с просьбой дать рекламу, а там отвечают: “Зачем, у нас есть свой журнал -”Petroleum”...
- Олег, Вы сегодня испытываете удовлетворение своим проектом?
- В принципе, испытываю даже гордость.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение