|
Хочу рассказать историю, которая растянулась на десятилетия после огненных лет войны. Историю поиска нашей соотечественницы, юной героини войны, погибшей в бою за Родину
Известный казахстанский поэт Бахытжан Канапьянов в одной из поездок в Чернобыльскую зону в библиотеке Союза писателей Украины обнаружил стихотворение Михаила Левченко, опубликованное в дивизионной газете “Патриот Родины” в военном 1944 году. Вот оно:
Памяти комсомолки Алтыншаш Нургажиновой, подбившей два фашистских танка
Я родом сам с цветущей Украины...
И дороги мне берега Днепра.
Там с песней на пшеничные равнины
Нисходят голубые вечера.
Но кажется, что в знойном Казахстане,
Я, как она, родился, жил и рос...
Я вижу рядом, в дымчатом тумане,
Ее глаза, улыбку, прядь волос.
Седой акын по вечерам в ауле
Под звуки домбры песню пропоет,
Как шла она под вражеские пули
И в смертный час сказала нам:
- Вперед!
Спокойны будут горные долины,
И в прошлое уйдет войны гроза.
Сквозь листья, падающие с вершины,
Нам улыбаются ее глаза...
Не думаю, что кого-то оставят равнодушным эти строки, а уж поэта Бахытжана они задели за живое, и он принялся искать ее родственников, стремясь узнать больше о ней самой. Поиски были тщетными. А вот автора строк найти удалось.
Михаил Александрович Левченко родом из Полтавы, начал войну рядовым, закончил сержантом. Был полковым разведчиком, литературным сотрудником дивизионной газеты 4-го Украинского фронта. Имеет ранения и боевые награды. Сейчас он доктор филологических наук, профессор Одесского университета. Найти его помог выпускник этого университета, украинский поэт Анатолий Славута-Логвиненко, с которым Бахытжану довелось быть на крыше третьего энергоблока Чернобыльской АЭС. Анатолий в то время переводил на украинский стихи Канапьянова из книги “Аист над Припятью”, посвященной Чернобыльской трагедии.
И вот пришло письмо из Украины от Михаила Александровича: “Мое стихотворение было написано по горячим следам подвига Алтыншаш Нургажиновой, непосредственным очевидцем которого был я сам. Дело в том, что я, тогда сотрудник газеты “Патриот Родины”, оказался среди группы солдат и офицеров, окруженной фашистами (по-моему, это было где-то под Катовицами).
Положение было аховое. И вот тогда маленькая казахская девушка вышла вперед и организовала оборону. Мы пробились из окружения, но Алтыншаш поплатилась за это жизнью. Посмертно она была представлена к званию Героя Советского Союза. Позже однополчане были в Москве, нашли там ее родителей, вручили им мое стихотворение. Они приглашали меня к себе в гости. Но наша связь прекратилась. Прошли годы, время стерло некоторые подробности этого события, но в моей памяти образ героической казахской девушки, фактически спасшей мне жизнь, остался навсегда”.
Поиски продолжались. И вот что выяснилось.
Гвардии лейтенант Нургажинова Алтыншаш Ускенбаевна родилась в 1924 году в городе Москве. В Красной Армии с августа 1941 года. Призвана Сталинским райвоенкоматом города Москвы. Окончила шестимесячные курсы комсоргов. Воевала на Центральном, Воронежском и Украинском фронтах.
Вначале была комсоргом 1-го батальона 235-го стрелкового полка 8-й гвардейской дивизии. В декабре 1942 года была ранена и попала в госпиталь. Затем служила старшей медсестрой в санчасти 24-й отдельной механизированной бригады 1-й танковой армии, но в ноябре 1943 года вновь тяжелое ранение. С марта 1944 года, после госпиталя - комсорг 1-го батальона 835-го стрелкового полка 237-й стрелковой дивизии.
И вновь госпиталь после тяжелого ранения. И вот, наконец, с июля 1944 года - комсорг 2-го батальона 207-го стрелкового полка 70-й стрелковой дивизии. Именно того батальона, где служил М.А. Левченко. И сухая, бесстрастная запись в картотеке архива Министерства обороны СССР: “Погибла 2 октября 1944 года. Захоронена на северо-западной окраине населенного пункта Гуто-Полянска Лукмянского района Краковского воеводства в Польше. Посмертно награждена орденом Красной Звезды”.
Эти подробные факты биографии короткой, но героической судьбы Алтыншаш Нургажиновой без какого-либо лирического отступления публикуются с надеждой и ожиданием, что все-таки отзовутся родные и близкие Алтыншаш, ее однополчане по трем легендарным фронтам.
В знаменитой двухтомной книге “Память”, вышедшей в Польше, к сожалению, не удалось обнаружить ее фамилии, хотя место захоронения установлено точно. А в Москве на Большой Полянке, в доме № 19, в квартире 13, где до войны жила Алтыншаш со своими родителями, давным-давно проживают совсем другие люди. Нет даже самого обыкновенного квадратика фотографии Алтыншаш Нургажиновой, чтобы можно было более полно представить ее лицо, ее образ.
И только незатейливое стихотворение юного Михаила Левченко, написанное в октябре 1944 года, констатирует тот факт, что она действительно подбила два вражеских танка и ценой своей жизни спасла раненых бойцов. Да что там танки!.. Уму непостижимо - каждый раз после очередного ранения вновь бросаться в самое горнило войны.
Думается, что каждый, кому доведется узнать о подвиге нашей соотечественницы, даже ни разу не видя ее фотографии, не зная ее лица, захочет преклонить перед ней колени, перед юной Алтыншаш, сестренки Алии и Маншук. Возможно на душе возникнет щемящее чувство досады, что вместо высокого звания Героя Советского Союза ее посмертно наградили боевым орденом Красной Звезды... Но разве в этом суть? Важно, что мы знаем о твоем подвиге, Алтыншаш!
Как много переплетается в ее до боли короткой судьбе! Москва, Россия спустя столько лет узнают о тебе. “Но все же, все же, все же”... Лучше поздно, чем никогда. Так будем же хранить вечно и свято ее солнечное имя - Алтыншаш!
Дина Игсатова, президент ассоциации “Женщины-предприниматели Казахстана” |