В начале двадцатых годов ХХ века в городе Рига открылся кинотеатр “Рига”. Первый фильм, который тогда демонстрировался, назывался “Под двумя флагами”. Спустя почти 90 лет под двумя флагами в этом же кинотеатре проходил фестиваль казахстанского кино
За роскошным фасадом здания в стиле рококо с 23 по 30 марта звучала казахская, русская, немецкая и польская речь с синхронным переводом на латышский. В латвийской прессе уже отметили особое многоязычие фестиваля, да и в титрах фильма “Подарок Сталину” перечислены представители национальностей, которые были депортированы в Казахстан с 1930 по 1950 год. В списках значились и латыши.
Фестиваль открыл Ивар Калниньш - один из самых известных латвийских актеров. Он назвал практически все областные центры Казахстана, где ему довелось выступать перед кинозрителями.
Посол Казахстана в странах Балтии Галымжан Койшыбаев, представляя Неделю казахского кино в Латвии, искренне поблагодарил Рижскую думу за содействие в организации этого мероприятия.
Первый фильм - “Лоскутное одеяло” режиссера Рустама Абдрашева. Не всегда ранняя пора отличается только ясноглазой наивностью. Призвание детства - способность очень остро и живо воспринимать все краски бытия. Их затейливое сочетание сплетает между собой свой узор прописных истин, где нет места иной системе координат.
История о противоречивой личности Мустафе Шокае в одноименном фильме весьма актуально прозвучала здесь именно в марте. В газете “Бизнес Балтия” отметили, что “после такого фильма тяжело и слепо осуждать легионеров и столь же слепо присоединяться к их маршу 16 марта”.
Новая волна, но не эстрадно-концертная, а кинематографическая, нахлынула на балтийского зрителя. Какие они унесут впечатления? Наверняка, неоднозначные. Но стало очевидным, что образные отличия и особые интонации казахстанское кино обрело в результате решительного подхода последних лет к этому искусству.
Полное волевой энергии восприятие происходящего перестало казаться отвлеченной восточностью.
Не стало запретных тем, и в стенах киностудии “Казахфильм”, куда в годы Великой Отечественной войны были эвакуированы центральные киностудии Советского Союза, снимается кино обо всем и обо всех.
Если бы сюжеты фильмов можно было записать нотными знаками, в этой музыке было бы все - от пронзительного крика чайки до романтически-грустных звуков кобыза.
Татьяна Гульбас из Риги |