|
Зитта Султанбаева
Вадим Ганжа - один из пионеров электронной музыки на казахстанских просторах, изобретатель синтезаторов, производитель собственной музыки и собственной дискотеки, независимый и самостийный композитор и человек, один из основателей “Партии пофигистов”
- Вадим, в последний раз новости о Вас я слышала пару лет назад. Узнала, что Вы уехали на ПМЖ в Германию.
- Ну да, есть новости, которые хотя бы отчасти соответствуют действительности, но вообще я новости принципиально не смотрю и не читаю. Новости в основном негативны, людям нужно больше заботиться о собственной позитивной мотивации, быть более независимыми и свободными от пропаганды и политических игр.
Я как-то говорил с одним умным человеком в Германии, он сказал - если народ (немецкий) вернулся бы в библиотеки, а телевизоры и радио выкинул - вы бы не узнали эту страну! Насколько бы она преобразилась! Я тоже думаю, что нейропрограммирование зашло так далеко, что пора в школах читать книжку “Три толстяка” или “Королевство кривых зеркал” (для самообороны хотя бы)!
- Почему Вы вернулись? Ощущался ли кризис в Германии?
- Вообще-то не вернулся, просто приехал на новогодние праздники поиграть на “квартирнике”, да так и застрял здесь.
Кризис в Германии - пропагандистский миф, в таких странах, где социальная защищенность на таком уровне, не может быть ничего кроме небольшого удорожания в какой-нибудь несущественной области... Кризис? Не верьте - бред и пропаганда!
Немцы слишком правильные - в том смысле, что вся жизнь в Германии подчинена точным правилам, и дикари вроде меня с трудом могут с этим смириться... Такое незыблемое стремление выполнять кем-то установленные правила сильно въедается в суть человека, заехавшего к немцам. В конце концов я и сам стал с удовольствием стоять на перекрестке и ждать зеленого сигнала светофора вместо того, чтобы с выпученными глазами бежать на другую сторону.
- У Вас были иллюзии насчет возможности сделать свою карьеру музыканта в другой (более подготовленной) среде?
- Карьеру музыканта можно сделать везде, в том числе и играя на улице, вопрос только в масштабах карьеры, подготовленность среды и определяет масштаб. Я продолжаю питаться такими иллюзиями.
- Расскажите, как Вы увлеклись электронной музыкой?
- Долгая история, смесь юношеских личных переживаний, смесь тактильных и звуковых ощущений... Это произошло на выпускном вечере в школе. В первый раз услышал виниловый диск, в котором ярко ощущались эмоции - резко отличался от советской пропагандистской “музыки телевидения, радио и кино”... был сильно очарован эффектом, постарался исследовать эту незнакомую область, стал собирать виниловые диски - “фирменные”, конечно. Открылась волшебная страна!
По возвращении из армии, имея смутное чувство, что меня ничего не интересует, кроме фотографии и музыки, я поступил в университет, причем на факультет биологии, чтобы сильно не загружаться учебой, которая меня не интересовала. Собирал виниловые диски, потом предложили возглавить только что открытую в 1977 году на факультете дискотеку “Био-ритм”, что и произошло. Начал работать со своим однокурсником, стал собирать своими руками усилители, цветомузыку, фотографировал слайды, готовил программы из “фирменной” музыки... было весело!
- Какие планы имеете на счет дальнейших творческих реализаций?
- Планы отсутствуют, увы, нет приложения в Казахстане, нужно будет уехать. Электроника, видимо, для больших городов, таких, как Москва, Берлин, Мюнхен, Париж, Лондон, Нью-Йорк...
Единственное место, не привязанное к месту, - Интернет. Сидя в Алматы и дожидаясь обещанного заказа от Барракуды, я поучаствовал в нескольких электронных концертах и одном международном фестивале электронной музыки - играл живьем по 30-40 минут. Моя музыка передавалась по кабельному Интернету на музыкальные сайты в США, Европу. Это было весело!
- Что Вы отсюда забрали бы с собой туда или, наоборот, сюда оттуда?
- Сюда ничего не привнесешь, а туда бы своих друзей взял. Можно даже парочку врагов прихватить, а там их невозможно завести - как друзей, так и врагов... Пресно очень.
Справка “НП”
Был одним из первых диджеев в Алма-Ате, использовавшим комбинацию светоэффектов и слайдов на своих дискотеках в КазГУ (дискотека “Био-ритм” и университетская дискотека - в 1978 году). В 1980 году собрал свой первый аналоговый музыкальный синтезатор. Открыл собственный стиль in live в электронной музыке, названный сначала “квазимузыкальными конструкциями”, или “Абсурдизм”.
С 1984 по 1987 год работал звукооператором в группах “Дос-Мукасан” и “Арай”, гастролировал по СССР. В 1989 году официально зарегистрировал группу “Ганжа” и выпустил ряд альбомов: “QUazy lirics”(1988), “Marketing” (1987), “Sov-OK” (1986). С 2004 года живет и работает в Мюнхене (Германия). |