|
Галя Галкина
- Николай, круглая дата жизни - 50 лет - и тридцать лет профессиональной деятельности... Как ощущается этот багаж?
- Вспоминается анекдот про сороконожку. Ее спросили, каким образом она ходит. Сороконожка задумалась и... не смогла сделать ни шагу.
Николай Постников не задумывается, не погружается в тяжеловесные размышления о смысле жизни. Ему дано наитие, чутье охотника... Идет по следу собственной судьбы, не преследует ее, не устраивает ловушек, лишь ловит ее божественные символы и знаки. И судьба щедро одаривает своего бескорыстного преследователя всеми земными дарами
В крещенские морозы юбиляр, член Союза кинематографистов Казахстана Николай Постников принимал гостей в одном из залов Фонда первого президента Республики Казахстан, где разместилась его фотовыставка, посвященная его 50-летию и 30-летию творческой деятельности. Организовали экспозицию Фонд первого президента и журнал “Дорогой”. Выставку Николай назвал “Главное” и включил в нее 200 наиболее значительных, по его мнению, работ последних лет.
Из январской крещенской стужи зрители попадали в солнечный зал под стеклянным куполом, с фотографий Николая Постникова на них лилось золото степей, расплавленное золото морских пейзажей, золото высокого горячего неба.
Этой роскошью фотографий одаривал своих гостей Николай Постников. В живописном китайском одеянии он походил на императора, дающего бал в свою честь.
Одна из палат императора отечественной фотографии - галерея портретов... Люди - излюбленный объект мастера. Дар охотника здесь особенно важен. Нужно сорвать маску, чтобы увидеть истинное лицо героя. И фотографу это удается. Подчас человек и не замечает, что его лицо, душу только что обнажили на мгновение, чтобы запечатлеть, вырвать из суеты, ярмарки тщеславия.
Маска императора сброшена. Николай Постников, могущий быть шутом, мудрецом, льстецом, пересмешником, философом, лишь ненадолго оказывается самим собой. Фотограф предпочитает снимать провинцию, где люди, как дети, живут без масок.
- Маска нужна для того, чтобы оградиться от огромного количества людей. Поэтому я до сих пор не созрел для съемки города. Меня это не “вставляет”... Я абсолютно уверен - горожане ходят в масках! И я в том числе... А в провинции люди совершенно открыты. Представьте, человек из села приезжает в Москву или Алматы (не важно) и видит столько людей, сколько ему не доведется увидеть у себя в селе за всю жизнь. Это шок для него! Но точно так же горожанин теряется вне города. Приезжает, к примеру, в Мангистау, сначала испытывает безудержный восторг, а потом впадает в прострацию, оказывается сломленным. Условия жизни в селе для него не пригодны.
- Но дети тоже закрываются перед объективом. Пытаются защититься. Все же Ваша работа предполагает большую деликатность. Есть, наверное, и внутренние запреты у фотографа?
- И даже внешние. В Великобритании нельзя просто так сфотографировать ребенка. В Лондоне только нацелил объектив, слышу: “Сээээр!”... Полицейский объясняет, что это частная жизнь. В лучшем случае оштрафуют, а то и в тюрьму посадят...
Я никогда не снимаю чернуху и порнуху. Грязь везде можно найти. Не езжу в горячие точки. Представьте, человек корчится от боли, а ты ему в лицо объектив суешь, делаешь дубль за дублем.
- Николай, люди Вашего поколения - свидетели двух эпох. Вы получали профессиональные навыки в советское время, когда не было такой технической оснащенности, как сегодня. Наверное, в настоящее время можно гораздо быстрее всему обучаться?
Николай Постников считает, что сегодня люди пересыщены информацией.
- Меня это настораживает. Действительно, много возможностей, очень много информации, зачастую она оказывается совершенно никчемной. Настало время дилетантов, потому что посредством того же Интернета мы можем получить любую информацию по любому поводу.
- Разве это плохо? Черпай из бездонного источника на здоровье...
- Я задумывался об этом... Может быть, это бред, то, что я скажу сейчас: но что-то было в том, что доступ к информации в свое время был ограничен. Существовали церковь, жрецы, которые не посвящали людей во многие вещи. Знания были сакральны. Возможно, это нужно было не столько для управления людьми, сколько из боязни, что эта заповедная информация станет известна дуракам... Полная доступность знаний, на мой взгляд, не есть хорошо... Это касается и моей профессии. Я ведь тоже пользуюсь Интернетом, но подчас уже не понимаю, кто есть профессионал, а кто - любитель. Иногда человек, не умеющий снимать, знает такие технические тонкости съемок, о которых я и не подозреваю: характеристики оптики, кривые, диаграммы, обработка... Мне это все совершенно не нужно для того, чтобы сделать снимок.
- Значит, дело не в технической осведомленности фотографа, а в способе видеть, в умении поймать этот кадр...
- Что такое фотография? Это конечный результат съемок. Как я это сделал? Какое это имеет значение... Наверное, технические знания - вещь нелишняя, но не определяющая.
- Как возник этот необычный тандем - фотографа и поэта? В творческом содружестве Николая Постникова и Бахыта Каирбекова появились два великолепных альбома - “Внутренним взором” и “Мангистау”. В альбомах подле каждой фотографии - стихи... Причем каждое фото и строки к нему равны друг другу по высочайшему художественному уровню.
- Мы давно знакомы с Бахытом. И к такому сотворчеству пришли не вдруг. В 2004 году он позвонил мне и позвал в экспедицию. Накануне я получил травму: спускался на велосипеде с гор и сокрушительно упал, велосипед буквально сложился. Рука у меня не рабочая, я почти инвалид... Но Бахыт настойчиво звал меня. А я позвонил Яну Зенкису, пригласил поехать в экспедицию моим ассистентом. Это очень талантливый человек, хороший друг. Все решилось мгновенно, мы отправились в поездку. Первая экспедиция была в Южный Казахстан. На второй-третий день мы уже смотрели с Бахытом отснятый материал. Он рассматривал фотографии, что-то “мурлыкал”. Когда он начинает писать стихи, то непроизвольно почесывает себе затылок. Это уже известная для всех примета. В такое время стараемся его не отвлекать. Утром Бахыт протягивает мне листки бумаги: “Почитай!”. На увиденный фотоматериал он написал великолепные стихи. Тогда и зародился этот творческий тандем. И когда есть такое поэтическое сопровождение к фотографиям, то помимо того, что это заводит, возникает еще и ответственность... Надеюсь, что и Бахыта заводят мои работы.
- Альбомы великолепны. Необыкновенные пейзажи. Николай, это все реально или же здесь применены некие фотоприемы?
- Все реально. Мы приехали в Мангистау ночью, сразу легли спать. А утром я проснулся, вышел наружу и ахнул: такая невероятная красота открылась!
- Природа без масок... Кусок скалы, взмывший в прыжке, как зверь. Парящие в воздухе скальные острова, почти как в фильме “Аватар”. А вот скальные архитектурные строения - замок, юрта... А вот уже настоящая юрта, ее устанавливают местные жители на самой кромке моря.
- Такой фотографии еще не было, насколько я знаю. Юрта на берегу моря.
Люди без масок... Будто жители иной планеты, неведомой цивилизации, лишь внешне похожие на наших соотечественников. Вот аташка с апашкой... Такие трогательные, похожие на стареньких детей... У дедушки - лопоухие уши... А бабушка напоминает любопытную девчонку.
А вот пронзительный снимок. На фото запечатлена апашка, сидящая у белоснежной стены дома. Доброе лицо, во всей фигуре светлое смирение. Женщина пристально всматривается куда-то. На соседнем снимке - дорога. Столбы, пыль, автобус, убегающий по этой дороге, высокое золотое небо. Получается, смотрит бабушка на убегающую вдаль дорогу. То ли ждет, то ли провожает она этот автобус, людей в нем.
Рядом стихи Бахыта Каирбекова:
Письмо матери
Обвей лицо теплом свечи.
Обереги, обереги,
Своим дыханьем излечи
От нелюбви, от нелюбви...
Слезой-иглой мне сердце жгла,
Когда душой я слеп.
В твоей ладони пиала,
Твоя душа - мой хлеб...
- Ваши с Бахытом Каирбековым альбомы - сокровище! Это так не похоже на все то, что мне доводилось видеть до сих пор...
- Мы попали с Бахытом в тайный ход фишек... не без божьей помощи. Я попросил американца, переводчика, очень интересного человека, перевести стихи на английский язык. Он услышал, что это для альбома “Мангистау”, начал отнекиваться. А я показал ему фотографии. Он смотрит и осторожно спрашивает: “А нефтяные вышки здесь будут?” Я отвечаю, что не будут. Он: “А Байтерек?” Я: “Не будет Байтерека”. Тогда он вскидывает руки вверх и кричит: “Я согласен!”
У нас штампуют альбомы все на один манер. Предназначены они для подарков высоким гостям. У людей уже нервный тик на подобные изделия.
Мы с Николаем листаем альбом: открывается разворот, а на нем - продолжение событий... Куда привела дорога? Он, как кинорежиссер, знает, каким будет следующий кадр:
- Ведь альбом верстается по определенной драматургии. Куда же привела дорога? Либо к золоту (на пейзаже и море, и берег, и небо залиты золотом - излюбленный цвет природы Мангистау), а может быть - к голгофе (на следующем снимке - на возвышенности столб линии электропередачи, он выглядит, как распятие)... Достаточно драматичная ситуация... Но зрителя трудно удерживать долго в такой горестной ситуации. Листаем... Бац - и нас встречают такие жизнелюбивые улыбающиеся люди... И мы улыбнулись, расслабились.
Не помню, кто сказал: альбом не должен состоять сплошь из шедевров. На втором-третьем снимке человек устанет. Его раздавят все эти изображения. Эта особенность восприятия учитывается и в кино. Даже боевик не может состоять из одних драк.
- Николай, пятьдесят лет, возможно, возраст мудрости...
Постников смотрит на меня с удивлением, с искрами подросткового хулиганства в глазах...
- Это я-то мудр?
- И все же... Мудрый ведь не значит - старый... Что Вас огорчает, выводит из равновесия?
- Хамство.
- В таком случае, что заставляет обрадоваться, как ребенка... Не обязательно это связано с работой.
- Как правило, все связано в основном с работой. Семья и работа... Вот два фактора радости.
- Семья - очень обитаемый остров, что в ней наиболее согревает?
- Внуки! Я уже дважды дедушка. Меланья постарше, ей чуть больше трех лет, а Савелий помладше, родился в сентябре. Милка приезжает в гости - как ураган. Все разнесет в пух и прах. Хитрая, ласковая, очень забавная девчонка...
- Какое место на земле Вы бы хотели посетить? Может быть, это точка на карте...
- Анды... Хочу в Анды. Но очень далеко и дорого. Есть еще проект, он пока заморожен. Кругосветка на год, включающая пять континентов, порядка 60 стран - на автомобилях. Грандиозное мероприятие, которое затеял Игорь Вовнянко. Надеюсь, наши планы осуществятся. |