Елена Яфязова
Алмас Аллаярович Талькенов - горный инженер, автор многих ноу-хау, рационализаторских предложений. Алмас Аллаярович не только изобретатель, он очень нескучный человек - победитель различных конкурсов: участник студенческой команды КВН, победитель конкурса “Исполнителей авторской песни” в Алматы (Талькенов выиграл путевку в Париж, куда летал с супругой на Рождество в 1997 году)
Но международную известность инженеру принесло его изобретение - оптимизатор “Снежный барс”, который “очищает” выхлопные газы, позволяя в то же время экономить и горючее. Универсальность “Снежного барса” позволяет устанавливать его и на машины с дизельным топливом. А это, в свою очередь, спасает любые дизельные автомобили от жестоких проблем с “морозным ужасом”, когда машина не заводится по причине того, что дизельное топливо замерзает. В такой машине небезопасно остаться на морозе в степи, на дороге.
- Увы, российские КамАЗы до сих пор не оснащены ничем подобным, потому-то большегрузы и стоят в степи по 10 дней и более, когда мороз и вьюга студят дизельное топливо, а голодные волки стаями выходят на охоту в заснеженную северную казахстанскую степь. Когда автомобиль оснащен оптимизатором, двигатель машины способен заводиться даже в жуткие морозы - в тундре, при минус 70оС.
Оптимизаторы-катализаторы “Снежный барс” А.А.Талькенова - весьма ценное изобретение, которое можно массово выпускать для нужд Казахстана, а также экспортировать за рубеж, например, для тех же КамАЗов. Отнюдь не случайно к нему приезжают из самых разных уголков СНГ - из Москвы, Хабаровска, Санкт-Петербурга, Тулы и так далее.
Инженер Алмас Аллаярович Талькенов много лет проработал в горнодобывающей промышленности. Он часто представлял рационализаторские конструкции для работы в условиях шахты. Однажды, купив себе на день рождения подержанный автомобиль - джип, в один прекрасный день понял, что не очень-то доволен тем, как работает его машина. Вообще-то все свои автомобили он так или иначе всегда совершенствовал на свой личный вкус, внедряя непременно какие-либо собственные технические “выдумки”. Точно так же он стал “рационализировать” и новое четырехколесное приобретение. Создал конструкцию, которая обеспечивает соблюдение своего рода “кодекса безопасности”, когда экономится горючее, уменьшаются выбрасываемые в атмосферу отработанные выхлопы, увеличивается вдвое срок работы двигателя. К тому же машина заводится легко и сразу даже в морозную погоду (до -70оС!). Изобретателю удалось уменьшить вибрацию и шум от двигателя.
В 2000 году инженер Талькенов получил свой первый патент РК, тогда еще в соавторстве с инженером М.Ушкебаевым. А затем, уже доработав свой прибор, изобретатель попросил доктора физико-математических наук, академика НАН РК профессора А.Т.Лукьянова перепроверить все конструкторские расчеты. Таким образом, в 2001 году изобретатель Алмас Аллаярович Талькенов получил свой второй патент РК (за №8539). Однако уже в 2002 году в Будапеште, на 4-й Международной выставке изобретений, его прибор - “Оптимизатор “Снежный барс” Талькенова” получил диплом и медаль “Приз Гения”! Талькенов - первый казахстанец, который удостоился столь уникальной международной награды в области изобретательства.
Сегодня изобретение Талькенова вполне вписывается в требования жестких европейских стандартов (на токсичность и дымность) №4 и №5. В Европе же сегодня автомобили ездят со стандартом №3, но уже постепенно переходят на более строгий - №4.
Зарубежные бизнесмены предпринимали попытки выкупить у Талькенова все права на его изобретение. Но автор предпочел бы, чтобы “Снежный барс” имел отечественную прописку. |