Алла Чембелеева
100 лет исполнилось в начале декабря одному из старейших жителей Шымкента Якову Юровскому. В свои сто лет Яков Зиновьевич полон энергии, интересуется политикой, следит за событиями, происходящими в соседних странах, где живет родня. Не пропускает ни одного выпуска новостей в эфире местных телеканалов и в любое время готов порассуждать о роли Казахстана в качестве председателя ОБСЕ
Пока ученые всего мира ломают голову над формулой долголетия, фронтовик делится со всеми желающими секретом, как дожить до векового юбилея и не утратить силы духа и бодрости:
- Нужно много работать и не держать на людей зла. А еще заниматься спортом.
Сам юбиляр всю жизнь дружил с лыжами. У Якова Зиновьевича потрясающая память. Оттого и ворчит на жену Домику Лазаревну, которая пытается рассказать о жизни супруга. А зачем? Ведь он и сам прекрасно помнит обо всем! Более того, держит в памяти не только год знаменательного события, но и день, в который оно произошло. Помнит, когда стал пионером, точную дату вступления в ряды комсомольцев, первый рабочий день.
Трудиться Яков Зиновьевич начал рано, в 14 лет. У паренька из села Грунь, что на Украине, другого выхода не было - Юровские рано лишились отца семейства. Работал Яша так усердно, что старательного паренька приметили и отправили в далеком 1927 году на рабфак в Ленинград. Но там не взяли. “Из крестьян”, - так объяснили причину отказа. Но Яша не растерялся - не из таких - продолжал трудиться в лесном порту, вечерами сидел за книжками. Упорство принесло плоды - через несколько лет в руках Якова был заветный диплом Ленинградского политехнического института. Впереди ждала счастливая жизнь.
|
Якова Юровского поздравляют с юбилеем председатели Шымкентского городского совета ветеранов У. Сулейменов и Енбекшинского районного Р. Мырзахметов |
Яков строил трудовые планы. Но их перечеркнула война. Юровский защищал Родину в рядах 45-го батальона 14-й армии Карельского фронта. Выполняя боевое задание, обморозил ноги. После выхода из госпиталя был направлен в штаб армии. Но расценил это как проявление жалости и опять ринулся на передовую. Снова был ранен, лишился левого глаза. Решался вопрос о демобилизации, но Юровский отказался возвращаться домой.
- Да и куда ехать? Ведь родная Украина была оккупирована врагом.
Остался, стал заведовать Главным управлением по обеспечению войск вооружением, боеприпасами, за что получил благодарность. Вернувшись с фронта, уехал в Красноярскую область, где стал директором домостроительного комбината, выпускающего сборное жилье. Предназначалось оно для тех, кто в 50-х годах прошлого века ехал в Казахстан поднимать целину. Вскоре из этой союзной республики пришел запрос на специалиста по установке конструкций. Не долго думая, Яков Зиновьевич собрался в дальнюю дорогу.
Пять лет проработал начальником управления строительства Целинного крайисполкома. А потом в его жизни началась Шардаринская эпопея - строительство Шардаринского водохранилища в Казахстане. По ее окончании семья Юровских перебралась в Шымкент, откуда Яков Зиновьевич не захотел уезжать, даже получив заманчивое предложение занять высокую должность в тогдашней столице Алма-Ате. Остался, о чем не жалеет до сих пор.
- Главное мое богатство - дети, трое внуков, столько же правнуков. Были бы все живы-здоровы, о большем я не мечтаю... |