ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Господи, как хорошо-то здесь... Люди

Имя русского писателя Юрия Осиповича Домбровского, столетие которого отмечалось литературной общественностью России и Казахстана, прочно связано с нашим городом. В Алма-Ате Домбровский жил материально скудной, но духовно богатой жизнью. Жажда творчества брала свое - он увлеченно участвовал в созидании казахской культуры, дружил с ее представителями. Он был педагогом, археологом, искусствоведом, лектором, журналистом. В провинциальной Алма-Ате тех лет он приобрел свои подлинно энциклопедические познания. В те годы он и стал “хранителем древностей” - всех ценностей культуры, накопленных человечеством за его историю

В 1990 году в Одессе состоялась международная конференция на тему “Художник и власть”. На нее приехали ведущие литературоведы мира. Из Казахстана были двое - я и Александр Лазаревич Жовтис (1923-1998) - доктор филологических наук, профессор кафедры мировой литературы НПУ имени Абая. Он окончил филологический факультет КазГУ в 1946 году. Долгие годы преподавал там же. Глубокая эрудиция, высокий профессионализм одного из лучших теоретиков литературы, яркий дар переводчика, талант публицистa и организатора, редактора и общественного деятеля - все это привлекало в нем меня как человека одной с ним профессии, его ученика. Но больше всего меня поражали в нем его искренность, беспредельная верность людям, которых он любил, особенно Юрию Домбровскому, писателю мирового класса, которого во многом открыл широкому читателю А. Жовтис. Когда литературоведы узнали, что мы из Алматы, то профессора из Германии, Франции, США и других стран просили нас отложить наши доклады и рассказать им о Домбровском. Нас приятно поразил тот неподдельный интерес к “последнему классику” ХХ века, по оценке Ж.-П. Сартра, и мы с удовольствием вели стихийно образовавшуюся секцию по жизни и творчеству Ю. Домбровского.
Алматинским другом Юрия Осиповича был известный казахстанский писатель Павел Косенко.
Из многих воспоминаний о Домбровском Косенко выделяет одно: “Малое Алматинское ущелье. Июль. Солнце палит нестерпимо. Мы натаскали камней и устроили в рукаве запруду. Рядом - молодая Клара. Мы с головой погружаемся в ледяную воду и, как ошпаренные, выскакиваем на горячие валуны. Домбровский ладонью стряхивает с плеч капли и бормочет: “Господи, как хорошо-то здесь”.
Героиню романа “Хранитель древностей” зовут Клара Файзуллаевна. Роман посвящен памяти друга писателя Файзуллы Турумова, погибшего 22 июня 1941 года при защите Брестской крепости. Это отец Клары Файзуллаевны. Прототипом же героини романа была ее мать Ольга Федоровна Турумова.
В 1999 году А. Жовтис попросил меня передать вдове Ю.О.Домбровского, К. Ф.Турумовой, жившей в Москве, письмо. Морозным февральским утром 1999 года по просьбе моего учителя Александра Лазаревича Жовтиса я зашел на квартиру к вдове Юрия Осиповича Домбровского Кларе Файзуллаевне Турумовой.
Дверь открыла мне пожилая, но еще сохранившая величавую осанку и красивые, чуть увядшие азиатские черты лица, женщина. Была она приветлива, говорила о Домбровском, живо интересовалась Алматы, знакомыми людьми и изменениями в городе. Квартира была маленькая, двухкомнатная, вся заставленная книгами и картинами. Все напоминало Ю. Домбровского: его книги, какие-то рукописи, альбомы, портреты. Меня особенно заинтересовал портрет еще сравнительного молодого Домбровского. На скамейке, на фоне соснового парка, усталый, с осунувшимся лицом сидит он, а рядом какой-то невыразительный чиновник и забулдыга. Их необязательные лица подчеркивают космическую значительность черной согбенной фигуры Домбровского, такой пронзительной на фоне белеющей будки, синих сосен и желтого, уже ущербного мерцания песка. А внизу знакомая подпись “С.Калмыков”. Мне было уютно в этом доме. Хорошо было неторопливо пить чай с хозяйкой, очень похожей на мою маму. На прощанье она подарила мне книгу Ю.Домбровского “Меня убить хотели эти суки” с такой надписью: “Рада подарить эту книгу вам, Нурбулат Орынбекович, - земляку Юрия Осиповича. Всего вам самого доброго. Клара. 1. II. 99 г.”
Поначалу мне показалось, что Клара несколько преувеличивает. Конечно же, Юрий Осипович, выдающийся русский советский писатель, публицист, поэт, переводчик, потомок ссыльных польских повстанцев 1863 года - коренной москвич, с арбатского двора, там и родился 12 мая 1909 года в семье адвоката, там и умер 28 мая 1978 года. Но недаром говорится: родиться в мае, значит, весь век маяться. Поносило Юрия Осиповича по свету злым ветром сталинского режима и по колымским, и по иркутским лагерям.
Первый арест Домбровского произошел в 1932 году, ему было 23 года, он только закончил Высшие государственные литературные курсы и был сослан в Алма-Ату. Тут ему повезло: москвичей ссылали на юг, в провинциальный отдаленный азиатский город, алма-атинцев ссылали на Север, на Соловки или строительство Беломорканала.
Хотя молодой интеллектуал оказался жителем Алма-Аты поневоле, он полюбил свое пристанище всем сердцем.
Клара Турумова-Домбровская меня, алматинца, считала земляком мужа. И, наверно, она была права. Москвич Домбровский без Алма-Аты скучал, болел. Здесь он прожил свои лучшие, пусть и нелегкие годы. Я не встречал ни в прозе, ни в стихах таких проникновенных строк, которые посвятил этому городу Домбровский.
В 60-70-е годы Домбровский живет в Москве, но часто приезжает в Алма-Ату. Мировое признание пришло к нему после публикации Твардовским в “Новом мире” “Хранителя древностей” в 1964 году. Но “Факультет ненужных вещей”, опубликованный в Париже за месяц до смерти писателя, увидел свет в СССР только в 1989 году.
Вспоминая свою молодость в Алма-Ате, Домбровский со светлой грустью писал о “двухэтажном белокаменном особняке на улице Красина”, в котором в 30-е годы размещался Союз писателей Казахстана. Именно в этом белом доме он “впервые встретил Муканова, несколько раз подолгу разговаривал с Ауэзовым и впервые увидел Джамбула”. Есть снимок Джамбула в окружении молодых людей, среди которых и Ю. Домбровский.

Нурбулат Джуанышбеков, профессор кафедры теории литературы и фольклористики КазНУ имени аль-Фараби

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Отличная статья, большое спасибо уважаемому профессору за то, что вспомнил сам и напомнил читателям "НП" о практически никем у нас не отмеченном 100-летнем юбилее Юрия Домбровского. Отдельное спасибо за упоминание замечательного писателя Павла Косенко, которого у нас вообще поголовно забыли. И особый респект автору статьи как ученику профессора А.Л. Жовтиса за то, что вспомнил о нём в год 10-летия со дня его смерти - тоже ведь никем не отмеченная дата, да ещё и в дни, когда единственный сын Александра Лазаревича, выдвющийся казахстанский правозащитник Евгений Жовтис отбывает срок по неправосудному приговору за не совершённое им преступление.

Теперь перейду к критике по двум частностям:

1) автор статьи дал маху с годами жизни А.Л. Жовтиса, определив их как 1923-1998, а надо 1923-1999. А то получается, что выполненное Джуанышбековым поручение А.Л. Жовтиса, как он пишет, в 1999 году было посмертным, что весьма маловероятно. И главное, день смерти А.Л. Жовтиса был точно 9 ноября 1999 г., можете проверить по тогдашним публикациям своей же газеты;

2) упоминаемый в тексте Сосновый парк - это название старого, верненских времён, парка в Алма-Ате, то есть имя собственное, а не просто сосновый парк как скопище растущеих в одном месте сосен, так что писать слово "Сосновый" надо с заглавной буквы.



(окончание комментария)


И в связи с парком и картиной про "чиновника и забулдыгу" - не поправка, но большое сомнение: точно ли у Клары Файзуллаевны Турумовой-Домбровской имеется описанная Джуанышбековым картина С.Калмыкова, и существует ли она вообще?

Вообще-то эта картина описана в заключительной сцене романа "Факультет ненужных вещей": главный герой Зыбин, выпущенный из тюрьмы НКВД на Дзержинского-Виноградова, заходит в Сосновый парк и встречает там своего бывшего следователя Неймана, выгнанного со службы, и бывшего коллегу по музею, а потом доносчика Корнилова, они втроём садятся на скамейку, и работавший с этюдником Калмыков зарисовал их всех троих, а закадровый голос автора вспоминает строки Пушкина про "тирана, предателя и узника".

Однако я всегда считал эту сцену художественным вымыслом писателя, тем более что по многочисленным за последние 15 лет выставкам и альбомам Калмыкова (плюс фильм о нём режиссёра М.Гонопольского) видно, что он вообще крайне редко рисовал конкретных людей, а только фантастические образы и пейзажи.

Не подумайте, что я уличаю профессора Джуанышбекова в обмане читателей "НП" - я отнюдь не против художественного вымысла, но за чёткое отграничение его от фактов.

Ещё раз - спасибо за публикацию, за тёплые воспоминание о Домбровском, Жовтисе и Косенко - трёх замечательных алма-атинцах!


Андрей СВИРИДОВ, журналист и правозащитник,
автор книги о Верном и Алма-Ате "Город. Горы. Имена" (2009)
  • Нравится
  • 1
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение