|
Галя Галкина
Деловой человек и в отпуске на летнем отдыхе остается прежде всего деловым человеком. Валерий Гульбас, внештатный советник по экономическим вопросам Администрации президента Казахстана в Латвии и странах Балтии, провел с семьей часть лета на острове Фиджи (на карте мира он выглядит крошечным пятнышком, почти точкой), и результатом его пребывания там стало развитие дипломатических отношений между Республикой Казахстан и Государством Фиджи
На далеком и экзотическом Фиджи Валерий Гульбас предпринял лишь первые шаги к установлению дипломатического контакта: в беседе с министром иностранных дел рассказал о нашей стране и предложил ему рассмотреть возможность создания отношений между двумя странами. Отпуск Валерия Гульбаса подходил к концу, поэтому вопрос был решен в самые кратчайшие сроки. Министр иностранных дел Государства Фиджи подготовил письмо (не за неделю, как планировалось, а за один день), Валерию Гульбасу предстояло презентовать это официальное письмо руководству нашей страны:
- Республика островов Фиджи - самостоятельное, полноценное, амбициозное государство, имеющее национальную валюту. Причем весьма перспективное государство, которое мечтает стать не вторым, а первым Сингапуром, и у него есть для этого все предпосылки - прежде всего трудолюбивый народ.
- Валерий, дипломатические отношения с Фиджи в настоящее время находятся в стартовой позиции. И нам еще предстоит познакомиться поближе с этим удивительным островным государством. Вы внештатный советник по экономическим вопросам Администрации президента Казахстана в Латвии, глава фонда “Равные возможности для всех”, аналитик по экономическим вопросам в странах Балтии, живете в Риге и часто бываете в Казахстане, участвуете в различных проектах по налаживанию экономических связей между странами Балтии и Казахстаном.
- Я был аккредитован представителем Казахстана, внештатным советником по экономическим вопросам в рамках реализации Концепции развития международных транспортных коридоров Республики Казахстан в Латвии.
- Сравнительно недавно президент Латвии Валдис Затлерс вместе с предпринимателями совершал турне по странам Средней Азии. Тогда ожидалось, что эти визиты, в том числе и в Казахстан, непременно приведут к каким-то замечательным результатам. Удалось ли латвийским компаниям чего-то добиться в Казахстане? Что происходит сегодня в сфере отношений между двумя странами - Казахстаном и Латвией?
- Речь идет о каких-то более или менее крупных и интересных проектах, но, судя по моим данным, латвийские предприниматели до сих пор идут в Казахстан в основном с продуктами питания - в первую очередь рыбными и молочными. Однако возможностей для них выйти на казахстанский рынок с товарами народного потребления я не вижу: эти ниши заняты Китаем и Турцией. Латвия должна идти со своим традиционным товаром, с новыми современными технологиями и, главное - со своим умением работать с грузами. У Казахстана и Латвии есть много возможностей развивать взаимовыгодное экономическое сотрудничество. По оценкам международных компаний, современный потенциал казахстанского рынка логистических услуг ориентировочно составляет 10-12 миллиардов долларов. На том же погранпереходе Алашанькоу - Дружба были построены объемные складские помещения, расширены железнодорожные пути: десять для широкой “советской” колеи и шестнадцать - для колеи китайского стандарта. В Казахстане принята программа по созданию до 2012 года шести транспортно-логистических центров в Хоргосе, Алматы, Таразе, Шымкенте, Кызылорде, Актобе. Почему бы латвийским бизнесменам, логистическим компаниям не предложить свои услуги и не принять участие в этих проектах? Там работают российские и китайские фирмы, идут большие государственные инвестиции. Я выдвинул рекомендации латвийским политикам и предпринимателям - обратить самое пристальное внимание на государственную программу Республики Казахстан “Путь в Европу”, утвержденную президентом Назарбаевым, - создать в Казахстане собственный логистический центр и объявить: у нас есть опыт, есть своя схема, мы отправим ваш груз в Ригу, Вентспилс, Лиепаю, там его оперативно и с гарантией по точным срокам обработают и отправят дальше в порты Евросоюза или Америки. Зачем Латвии ждать, пока раскрутятся проекты с Афганистаном, Ираном и Турцией? Нужно идти на казахстанский рынок. Я имею в виду принятую в 2006-м Транспортную стратегию Республики Казахстан до 2015 года и утвержденную в этом году государственную программу “Путь в Европу”, реализация которой намечена на 2009-2012 годы. Что касается принятого проекта по строительству железнодорожной колеи китайского стандарта через Казахстан, Узбекистан, Туркмению, Афганистан, Иран и Турцию, то это чрезвычайно масштабная инициатива. По идее, по этому маршруту можно будет выйти как на Персидский залив, так и на Европу - через Босфор. Данный проект очень интересует Китай, в него инвестируются огромные средства.
- Но может ли Латвия рассчитывать на казахстанские грузы? При том, что между Казахстаном и Латвией находится Россия, которая заинтересована, чтобы казахстанские грузы шли в ее порты?
- Во время последнего визита президента Латвии господина Затлерса в Казахстан в ответ на просьбу развивать межгосударственные программы по грузовому транзиту было озвучено предложение отрегулировать и наладить отношения с Россией. А грузы в Казахстане есть, есть значительный и всевозрастающий поток транзитных грузов из Китая. Ну почему сегодня ни одна крупная латвийская структура не имеет достойного и авторитетного представительства в Казахстане, которое в состоянии было бы лоббировать интересы латвийских портов и транспортных компаний?
Например, сегодня для казахстанского бизнесмена открыть латвийскую визу - большая проблема. Посольство Латвии находится в Астане - это административный центр. А крупный бизнес сосредоточен в Алматы и других городах Казахстана. Соответственно, чтобы открыть визу, надо из Алматы пролететь около 900 километров. В лучшем случае виза будет готова через три-четыре дня. Чтобы в Астане снять гостиничный номер, нужно порядка 150 евро. Предпочтительнее будет без всяких виз поехать в Питер, Новороссийск, Усть-Лугу и решить вопросы по транзиту.
Я предложил управляющему Рижского порта создать структуру в Казахстане, которая рекламировала бы тот же Рижский порт, предлагала услуги по доставке грузов. Спроси сегодня представителя бизнеса в Казахстане: какие терминалы в Латвии переваливают такие-то грузы? Никто ведь не ответит.
- Очевидно, латвийские компании слишком малы, чтобы создавать свой логистический центр в Казахстане, а также обеспечивать и собственный парк железнодорожных платформ и вагонов?
- Надо консолидироваться и развивать совместные предприятия. Я сегодня выступаю с идеей по созданию международной компании, которая имела бы собственный логистический центр (сухой порт) на территории Казахстана, собственный подвижной железнодорожный и автомобильный транспорт, собственную портовую территорию в одном или нескольких портах Латвии.
Об этом проекте по созданию совместного логистического центра (сухого порта) в Казахстане я говорил в своем докладе на XII Международной конференции “ТрансБалтика -2009: 5 лет в ЕС”, которую проводила Рижская школа менеджеров в рамках RMS - Forum. Хотел бы обратить внимание казахстанских руководителей крупных компаний и бизнесменов, что площадка этого форума позволяет получить информацию, что называется, из первых рук и установить прямые контакты с представителями Европейского сообщества и стран СНГ, которые традиционно часто бывают участниками проводимых бизнес-мероприятий в Риге и Латвии.
Такая единая структура позволит успешно конкурировать с существующими транспортными компаниями за счет гарантированной доставки грузов в срок, а также снижения транспортных и прочих затрат, за счет совместного финансового интереса представителей участвующих сторон (Латвии, России, Казахстана и Китая). Для успешного решения этой проблемы сегодня нужны активность международного крупного бизнеса и усилия чиновников двух стран - Казахстана и Латвии, тем более что политическое решение было принято руководством Казахстана.
- Что такое программа “Путь в Европу”?
- Сроки ее реализации - 2009-2011 годы. Прежде всего речь идет, разумеется, о проектах в сферах перевалки грузов, логистики. Особенно, если вспомнить, что одним из амбициозных проектов Казахстана является реконструкция автодорожного транзитного коридора Западная Европа - Западный Китай (с запланированным финансированием в 2,3 миллиарда долларов)... Что в целом совпадает с утвержденной латвийским Кабинетом министров стратегией развития перевозок по направлению Запад - Восток, а также по развитию портов, под каковые цели в том числе зарезервировано финансирование из структурных фондов ЕС.
Но помимо строительства зарубежных портов, терминалов и т.п. программой “Путь в Европу” предусмотрено создание торговых домов в странах ЕС, банков, разработка совместных научно-технических проектов и другие мероприятия. Принятие конкретной программы по сотрудничеству с Европой во многом обусловлено тем, что в 2010 году Казахстан будет председательствовать в ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). |