Римма Артемьева
Среди имен, теперь уже принадлежащих всему миру, высеченных на скрижалях удивительного и загадочного казахстанского города Алма-Ата - Алматы, одно неразрывно связано в нашем сознании с Александром Сергеевичем Пушкиным. Это имя необыкновенного человека - писателя, ученого, исследователя, своим творчеством соединившего Пушкинский дом в Ленинграде, а теперь в Санкт-Петербурге с Алма-Атой. А на карте пушкиноведения, навсегда запечатлевшей наш город как место новых открытий о жизни и окружении А.С.Пушкина, - Николай Алексеевич Раевский - член Союза писателей СССР, удостоенный звания “Заслуженный работник культуры Казахской ССР”. Этот год ознаменован 115-летием со дня его рождения
Родившись в России, начав свою исследовательскую пушкиниану в Чехословакии, именно в Алма-Ате Н.А.Раевский опубликовал свои книги о Пушкине, сделавшие его и наш город знаменитыми на весь мир.
В конце двадцатых годов прошлого века Николай Алексеевич нашел для себя тему, которая в уже тогда огромной пушкиниане была практически не освещена: “Пушкин и война”. В столетнюю годовщину со дня смерти А.С.Пушкина он делает публичный доклад на эту тему, которая была близка ему еще и потому, что сам он был профессиональным военным - артиллеристом. Свое первое боевое крещение Н.Раевский получил во время знаменитого “брусиловского прорыва” - самой яркой страницы Первой мировой войны.
Позже круг его исследований расширяется. Окончив свои научные исследования по биологии защитой в Праге докторской диссертации, Н.А.Раевский начинает в Словении поиски родной дочери Александры Андреевны Гончаровой - сестры супруги Пушкина Натали, о чем подробно напишет в своих книгах (поиски замка в Бродянах). Он работает с архивом графа и графини Фикельмон...
В Алма-Ату, после лагеря и жизни в Минусинске на поселении, на постоянное место жительства Николай Раевский приезжает в 1965 году, именно здесь в 70 лет он состоится как писатель! Получив возможность пользоваться обширными пушкинскими фондами богатейших алма-атинских библиотек, он погружается в работу над своей книгой о Пушкине “Если заговорят портреты”. Ее в сокращении опубликует журнал “Простор”.
На следующий год в издательстве “Жазушы” издается полная версия первой книги Николая Раевского. Закончив ее, Раевский сразу же приступит к новой рукописи. Десять лет работал он над следующей книгой, имея теперь уже возможность более детально изучить свои пражские находки.
Первооткрыватель дневника графини Долли и письма Пушкина к Долли Фикельмон, Н.А.Раевский живо и интересно делится с читателями подробностями жизни пушкинского окружения, безусловно, влиявшего и на судьбу поэта. Вторая книга “Портреты заговорили” имела еще больший резонанс.
Похоронен Николай Алексеевич Раевский близ Алматы, на небольшом кладбище в горах недалеко от санатория “Просвещенец”. На скромной могиле надпись, которую он сам просил сделать на надгробье: “Раевский Николай Алексеевич. Артиллерист. Биолог. Писатель”.
Думаю, со мной согласятся многие, что в городе просто необходим памятник такому удивительному человеку, феноменальной личности, соединившей Алма-Ату с именем А.С.Пушкина. Представляю памятник в виде пушки, на дуле которой сидит бабочка, а рядом лежит томик с названием “Портреты заговорили”. |