|
Галя Галкина
В Тихом океане дрейфует целый плавучий остров из выброшенных пластиковых бутылок, по площади он больше европейской части России. Бутылки скапливаются и собираются в одном месте не только с кораблей, но и с берегов континентов... Период разложения пластиковой бутылки составляет 100 лет. При разложении выделяются опаснейшие токсины, в числе которых ДДТ. Эти яды впитываются в воду, в почву, поступают в организмы рыб, животных, человека. Только представьте - плавающий остров ДДТ! В то время как в Японии научились утилизировать мусор, его прессуют, делают экологичные острова в океане и живут на них.
Людмила Рязанова, директор общественного фонда “Экологический центр”, на этом примере видит два пути, два сценария развития человечества, того, как можно жить в природе - загрязняя ее и погибая или разумно используя все возможности современных технологий.
Людмила работает с педагогами и детьми, так как считает: чтобы преобразить мир вокруг себя, нужно прежде изменить собственное сознание
|
- Нужно изменить сначала сознание людей, выработать ответственность за природу своей страны, чтобы юные граждане не росли просто потребителями. К сожалению, часто работа по экологическому воспитанию сводится лишь к уборке мусора, и у самих ребят термин “экология” ассоциируется именно с загрязнением. Однако нужно понимать, что решение воспитательных задач требует постепенных и логически выстроенных изменений. От потребительского отношения - к умению видеть прекрасное в природе. Следующая ступень - показать логику природы, увлекательность ее процессов, увлечь ребят исследовательской деятельностью. И только тогда уборка мусора будет не просто осуществлением разовой акции, а станет осознанным действием.
После распада Советского Союза Людмила Рязанова, как и многие в стране, работала не по специальности, растила дочь, давала ей образование. Наступил момент, когда дочь выросла, стала самостоятельной. И Людмила решила изменить что-то в своей жизни.
- Возникла потребность в самореализации, в полезной деятельности... В душе я педагог. Люблю и всегда любила эту работу. Но она была мало оплачиваемой, поэтому пришлось заниматься не тем, чем душа желает. Однако вернуться в школу на любимую работу я не могла, так как была потеряна квалификация. Будучи по профессии воспитателем, педагогом, в душе я всегда им и оставалась.
Все знания, все, что копилось в душе, направила на новую деятельность в общественной организации. В 2001 году познакомилась с интерактивными методиками обучения. Это такой учебный процесс - в виде игры и творчества. И в 2004 году я в составе авторской группы участвовала в разработке “Руководства для преподавателей по профилактике ВИЧ/СПИД”.
Потом Людмила Рязанова решила заняться самостоятельной деятельностью. В 2006 году зарегистрировала общественный фонд “Экологический центр” и начала уже сама разрабатывать, искать интерактивные методики обучения по экологии, работать с учреждениями образования.
- В этом году мы выпустили сборник интерактивных методик для преподавателей по воспитанию экологической культуры школьников 7-9-х классов. Принцип методик заключается в том, что дети в играх, интерактивных упражнениях получают новую информацию, проводят исследования. Практика показывает, что информация, закрепленная через игру, легче усваивается и дольше сохраняется в памяти. На уроках экологии мы, например, используем японские трехстишия - хокку (или хайку) - высказывания о природе, мире, человеке и его чувствах. И дети с удовольствием сочиняют свои хайку. Тимур Аманов из Тараза придумал хайку:
Белое пушистое покрывало,
И снег все идет,
А под ним - беззащитная трава.
Согласитесь, ребенок, написавший такие строки, уже не будет небрежно относиться к природе.
Наши тренинги для преподавателей проходят в рамках проекта Министерства культуры и информации, это государственный социальный заказ, он называется “Чистая планета”. Мы выпускаем методические и информационные материалы, проводим экологические акции, обучаем подростков в дистанционном формате на курсе “Экология: современные проблемы и пути решения”.
- Насколько дети чувствуют проблемы экологии, задевают ли они их?
- Когда мы разместили объявление на нашем сайте о начале курса обучения, я думала, что это обучение экологии в дистанционном формате будет для детей отчасти “принудиловкой”, по настоянию взрослых... Чтобы понять мотивы детей, мы составили анкету, в которой содержался вопрос: “Почему ты решил обучаться на этом курсе?” Очень многие написали: “Я люблю свою Родину”, “Я хочу исправить экологическую ситуацию в нашей стране”, “Хочу, чтобы мои дети жили в чистой среде и были здоровы”. Представляете?!
“Экологический центр” регулярно проводит акции. Несколько акций состоялось в центрах досуга молодежи, они проводились совместно с Государственным фондом развития молодежной политики города Алматы.
- Такие события мы проводим в каникулярное время, чтобы ребята могли не только участвовать в акциях, но и активно проводить время - участвовать в конкурсах, соревноваться в своих знаниях, получать и узнавать новое. Например, акция “Природу Казахстана сберегут дети”. В подобных акциях подросток изучает все окружающее его многообразие живой природы, осознает свое место в нем, учится вести себя правильно на речке, в лесу, поле. И помочь ему в этом должны мы, взрослые. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, своему дому, матери, людям.
Сегодня мировая общественность, озабоченная состоянием природы, выдвигает призывы, предложения проводить странам энергосберегающие мероприятия, на форуме экологи всего мира выдвинули лозунг “Мыслить глобально, действовать локально” и каждый день решать что-то посильное.
- Мне кажется, горожане участвуют в загрязнении среды уже условиями своего проживания. Мы ведем инерционное существование... В состоянии ли экологи глобально изменить ситуацию?
- Это задача не только экологов. Они поднимают проблемы, предлагают пути их решения, но изменить ситуацию одни экологи не смогут. Состояние экологии Земли зависит от каждого из нас. От общего состояния культуры. Поэтому задача, миссия, например, моей организации - воспитание экологической культуры населения. Меня радует, что я встречаю много единомышленников - партнеров в своей стране, коллег за рубежом. Именно там первыми забили тревогу по поводу полиэтиленовых пакетов. За границей граждане пользуются холщовыми сумками, сетками, бумажными пакетами. Автомобили в странах Европы, в США переводят на биотопливо или на солнечные батареи.
- Насколько сплочены экологи в мире?
- Многие страны объединены в выполнении программ ООН, программами Глобального экологического фонда. В Алматинской области сейчас осуществляется проект ООН по сохранению горного биоразнообразия. Наши дикоплодные леса - яблоневые, абрикосовые - признаны не только национальным, но и мировым природным достоянием. Их сохранение входит в задачу экологов всего мира. Проводится также большая программа по сохранению тюльпанов Казахстана. Известно, что наша страна - родина тюльпанов. Казахстан богат уникальными природными богатствами. Например, розовый фламинго - сокровище, которое мы должны охранять, сберегать не только для наших детей, но и показывать как национальное достояние.
- Наши люди путешествуют, ездят в разные страны... Но ведь Казахстан - уникальная страна в туристическом плане...
- К сожалению, у нас слабо развит экотуризм. То, что называют экотуризмом, не соответствует этому представлению. Мы выезжаем в горы, идем на экскурсию, проводим там время, обедаем на природе с костром, оставляем мусор, в лучшем случае - сжигаем его. И это экотуризм? С подростками, школьниками, студентами нужно проводить занятия на природе, вести наблюдения, исследования...
Я не приветствую туроператоров, которые водят туристов толпами на водопады в Тургенское ущелье, на Чарынский каньон... Должен быть предел потока экскурсантов, который может вместить этот уголочек природы. В выходные дни люди не знают, куда отправиться, в результате устремляются по 2-3 маршрутам, загрязняя, вытаптывая, сметая все на своем пути. Это тяжело для природы. Мы знаем множество примеров, когда красивые места на нашей планете превращались в пустыню.
Нужно каждый день думать о том, что будет завтра.
2 декабря мы с волонтерами нашей организации проведем акцию “Добрая воля во имя Земли”, посвященную Всемирному дню волонтеров. 2010 год объявлен ООН годом Земли, он пройдет под лозунгом “Волонтеры для нашей планеты”. В преддверии Нового года мы хотим привлечь внимание волонтеров к проблемам нашей планеты для того, чтобы сохранить ее красоты для будущих поколений. |