Махамбет Баймурзаевич Сапарбаев - пятикратный чемпион по борьбе КазССР, чемпион Вооруженных сил СССР, заслуженный тренер РК, президент Ассоциации детско-юношеского футбола Казахстана
Летом 1960 года я перевелся на работу в Карабулакское училище механизации сельского хозяйства инструктором физического воспитания. Здесь учились те хулиганы, с которыми мне пришлось столкнуться однажды на скотном рынке.
Директор училища Ташмат Юнусов, выходец из кишлака Карамурт, уже в первый день стал задавать испытывающие вопросы. Он предупредил, что инструкторы физического воспитания долго не задерживаются в училище, допекают хулиганы. Директор училища красочно обрисовал картину правонарушений среди учащихся.
- Может быть, сразу откажетесь? - спросил директор.
- Меня не пугает работа с таким контингентом учащихся,- ответил я.
Директор пригласил замполита училища Даврана Жавланова. Он обрадовался тому, что я буду работать в училище.
- Надо его поддержать. Прошу вас выделить Махамбету пятикомнатный дом.
Жилище оказалось шикарным. Жена моя, Клара, безмерно радовалась. Правда, комнаты пустовали, так как мы не имели мебели, чтобы их заполнить. Комендант училища Фархад Атаходжаев выделил нам матрасы, койки, письменный стол и стулья.
Неугомонный Давран купил большую кошму, сундук и подарил их моей семье. Я не могу забыть этот благородный жест! Не зря казахи говорят, что даже крошки хлеба, данные в голодные годы, не забываются.
Большинство учащихся училища - это хулиганы, собранные с разных уголков Советского Союза. Они диктовали свои жесткие условия. В училище царила полнейшая анархия и беспорядок, а отсюда букет правонарушений среди учащихся. Руководство и мастера училища давно смирились с таким положением дел, самоустранились от активного педагогического воздействия на учащихся и заняли выжидательную позицию.
Я не мог мириться с беспределом учащихся, решил в корне ломать установленные ими порядки и выработал наступательную, активную систему мер воздействия на учащихся. О своих соображениях сообщил Даврану. Он сразу же откликнулся на мое предложение, собрал мастеров и учителей, которых призвал поддержать новые педагогические начинания.
Закипела работа, я открыл множество спортивных секций и быстро нарушил тухлый мирок училища. Хулиганы признавали только воздействие грубой физической силы. И тогда я решил пустить в ход один педагогический прием: на занятиях боксом я собрал самых отъявленных и неисправимых хулиганов и предложил восьмерым из них участвовать в учебном бою - напасть на меня скопом и избить нещадно. Это предложение вызвало живой интерес.
- Давай, проучим его, чтобы больше не рыпался! - сказал кто-то из них.
Главари хулиганов стали готовиться к бою.
Я пошел в наступление настолько быстро, что противники не успевали наносить мне удары, всех восьмерых нападающих уложил на пол. После этого начал тренировки.
Лидеры учащихся сразу признали мой авторитет. Однако я понимал, что только силовыми методами все педагогические проблемы не решить. С учащимися установил теплые отношения. Спортивную работу организовал таким образом, что прежним хулиганам некогда было заниматься правонарушениями. Вскоре в училище водворился порядок.
Регулярная работа с юношами стала давать свои результаты - я подготовил хорошие спортивные команды. |