|
Галя Галкина
Батсурэн Ээнжин впервые приехала в Казахстан три с половиной года назад в качестве координатора Программы добровольцев Организации Объединенных Наций. Ее командировка в нашей стране завершена. Батсурэн возвращается в Монголию.
Она не только стала экспертом в области добровольческой деятельности, но и снискала симпатии наших соотечественников-волонтеров Казахстана и других стран, с кем работала в совместных многочисленных проектах
- Я многому научилась за это время. Почти весь Казахстан объездила. Мне понравилась мотивация людей: оказывается, в республике много добровольцев, работающих во благо страны на безвозмездной основе, от чистой души. Наверное, сказывается то обстоятельство, что нация новая, казахстанцы горды за свое государство и хотят увидеть плоды своей работы в его восстановлении, развитии.
По подсчетам ООН, 70 процентов взрослого населения страны занимается или занималось добровольческой деятельностью. Много организаций, которые объединяют и координируют эти усилия. Если человек хочет работать, ему надо знать, куда идти, что делать. Для этого должны быть созданы определенные условия.
- Но наша страна не была в стороне от волонтерской деятельности. У нас даже День волонтера ежегодно отмечается уже несколько лет подряд...
- За 3,5 года я увидела, что институт волонтерства развивается. В 2006 году указом президента принята Концепция развития гражданского общества с 2009 по 2011 год. Одна из задач, сформулированных в указе, - развивать институт волонтерства именно с 2009 года. Сейчас Казахстан к этому готов.
Когда мы говорим о национальной программе, то подразумевается стратегия развития страны по работе с волонтерами, льготные условия или послабления в налогах для людей, занимающихся этим благим делом, законодательные акты, которые бы соответствовали существующим законам.
- Есть ли в Казахстане статус волонтера, закрепленного законодательно?
- К сожалению, нет. И в этом проблема. Соответственно, организации, которые принимают добровольцев, не знают, как их оформить, кто будет решать страховые вопросы. Для этого и необходим институт волонтерства. Министерство культуры и информации уже второй год в рамках соцзаказа дает лоты на развитие волонтерства. Акимат Алматы также дал лот на развитие волонтерства среди молодежи в рамках сотрудничества ООН и акимата Алматы.
Министерство образования и науки, Комитет по охране детства разрабатывают Национальную программу служения обществу, детям, полностью основанную на механизме волонтерства. Министерство труда и соцзащиты подписало 5 декабря 2008 года, в Международный день добровольца, меморандум о взаимном сотрудничестве с Гражданским альянсом и ассоциацией работодателей “Атамекен”. Один из пунктов меморандума - поддержка развития волонтерства.
Очень много делается на местах. Программа добровольцев ООН и Сеймар-фонд совместно организовали координационный волонтерский центр “Команда SOS”, которому уже второй год. Центр провел множество акций. В Шымкенте успешно работает молодежный волонтерский центр при Ассоциации деловых женщин ЮКО.
В Семипалатинске есть детский творческий центр “Исток”, при нем действует волонтерский центр, который организует выездные кукольные спектакли для детей-инвалидов. Волонтеры данного центра разрабатывают экологический проект, они намерены открыть школу лесничества для детей. В Костанае педагогический отряд “Ровесник” полностью работает с волонтерами. Есть и другие подобные организации.
В ВКО - в Павлодаре и Караганде - в зонах повышенной радиации работает проект ООН, который также поддерживает местные волонтерские инициативы в районах и селах.
Еще один яркий пример - в Павлодаре действует Молодежная биржа труда совместно с международными организациями по труду и ООН (Программа добровольцев). Недавно они организовали проект, в котором местные бизнес-структуры, 10 компаний, открыли волонтерские вакансии для 20 детей из неблагополучных семей, студентов СПТУ, чтобы они обучались навыкам труда. Это реальный пример корпоративного волонтерства.
И все эти акции, проекты хороши и полезны, но, чтобы полноценно развивать волонтерство, нужен закон, защищающий права волонтеров и организаций, необходима национальная программа. Отдельные работы ведутся, но нет целостной структуры, координации, системы...
Волонтеры - огромная сила, они могут производить до 5 процентов ВВП (это среднестатистическая цифра развивающихся стран). Если разумно учитывать эти человеческие ресурсы в планировании развития страны, можно сэкономить большие деньги - руками людей, которые жаждут сделать намного больше, чем может позволить бюджет. Но это требует организации, координации и денег. И эти затраченные средства оправдают себя, потому что есть много людей, желающих помочь.
- Батсурэн, Вы эти годы, проведенные в Казахстане, занимались волонтерством, и все акции, о которых рассказываете, это и Ваша заслуга в том числе. А что Вы обрели, почерпнули в нашей стране лично для себя?
- Я усовершенствовала русский язык. Раньше не знала некоторых слов, например, “поварешка”. В магазине долго пыталась объяснить, что именно мне нужно: “Большая ложка для разливания супа в тарелки”... “А, поварешка!” - восклицает продавец. Так узнавала новые слова.
Много открыла о Казахстане, нашей соседней стране, о которой, оказывается, ничего не знала. Для меня это новый образ мусульманства-христианства. У меня появилось много новых друзей - это целый кладезь! Они открыли мне аспекты повседневной жизни кочевого народа - теперь уже оседлого. Казахстан - многонациональная страна, здесь проживают представители 130 национальностей. Это было изумительно!
Я наблюдала, как люди совершают что-то по мусульманским традициям, по русским. В пятницу - жума, девушки приносят баурсаки, угощают всех, чтобы задобрить души усопших, которые насыщаются запахом баурсаков. На Пасху русские девушки приносят куличи, крашеные яйца, говорят: “Христос воскрес!”, целуют, обнимают коллег. Возможность наблюдать проявления культуры людей разных национальностей очень обогащает, много дает для личного роста.
- Часто ли приходилось бывать в командировках по Казахстану?
- Очень часто. За это время объездила почти всю республику, бывала также в соседних странах - Узбекистане, Кыргызстане. Я открыла для себя Среднюю Азию, увидела различия между странами. Когда была в Монголии, они казались мне одинаковыми. А на деле выясняется, что это совершенно разные государства - культура, история, религия...
- Как относятся родственники к Вашей деятельности? Ведь родители, наверное, редко видят Вас...
- Вообще-то мой отец геолог. По роду деятельности сам все время в разъездах. Когда поступала учиться, выбрала иностранные языки - русский, английский. Выбор моей будущей профессии подразумевал кочевничество. Первое время работала как переводчик, потом - специалист по международным отношениям. Родители понемногу привыкали: одна неделя, две, месяц... И я привыкла. Три года училась в Канаде, год работала в США.
Я поняла, что все люди, в принципе, одинаковы - американцы, казахи, монголы... Поняла, что чаяния и нужды у всех людей общие. Они заняты мыслями о себе, своих детях, работе, завтрашнем дне. Условия жизни, может быть, различаются, а повседневные нужды у всех общие.
- Батсурэн, у Вас есть свой идеальный город, где хотелось бы остаться?
- Могу сказать, что людей, которые много ездят, обязательно тянет обратно, они стремятся вернуться туда, откуда уехали. Как человек, который 10 лет живет за границей, я приняла решение, что у меня должна быть некая база. Место, куда хочется возвращаться. И это место - мой родной дом. Я всегда возвращаюсь домой. Хотя люблю и рада ездить, но домой все же тянет.
- Батсурэн, при таком кочевом образе жизни, видимо, трудно было обзавестись семьей?
- Да... Нужно, чтобы близкий человек разделял твои интересы. Моя половинка - Мунх-Эрдэнэ - тоже кочевник. По зову сердца кочевник. Он работал раньше в Южной Корее, а последние полгода мы были вместе в Казахстане. Мунх-Эрдэнэ - менеджер маркетинга, маркетолог, работает в рекламе. Его профессия позволяет ему ездить. Слава богу, есть Интернет, поэтому он путешествует и работает - разрабатывает продукцию, консультирует дистанционно. Поэтому мы кочуем вместе, и нет конфликта интересов.
- Ваш самый излюбленный отдых...
- Быть дома, ничего не делать. Или поехать в горы. Монголы вообще живут на природе. Они с нею слиты.
- Батсурэн, Вы приедете когда-нибудь в Казахстан, ведь всегда тянет вернуться туда, где приходилось бывать?
- Планы есть. Но человек предполагает, а Бог располагает. Когда работаешь в ООН, то не выбираешь страну, а получаешь назначение. Конечно, хотелось бы вернуться в Казахстан. Регион знакомый, здесь много дел остается, которые хотелось бы увидеть в продолжении. Сейчас еду домой, а там - посмотрим...
Справка “НП”
Батсурэн Ээнжин - координатор Программы добровольцев Организации Объединенных Наций в Казахстане. По специальности - экономист по устойчивому развитию. В ООН работает уже много лет. Закончила Институт иностранных языков, факультет русского и английского языков в Улан-Баторе (Монголия). Преподавала в университете, затем присоединилась к международным организациям. Училась в Канаде, работала там с организациями, сотрудничающими с ООН. Вернулась в Монголию, некоторое время работала в США, Всемирном банке |