|
Галя Галкина
24 июля примерно в 18 часов 5 минут по местному времени в аэропорту иранского города Мешхеда при посадке потерпел крушение пассажирский самолет ИЛ-62М иранской авиакомпании Aria Airlines, совершавший рейс №1525 по маршруту Тегеран - Мешхед. По сообщению иранских СМИ, на борту находились 153 пассажира и членов экипажа. В результате катастрофы погибли 16 человек, 21 ранен. Выжившие пассажиры сообщили, что перед приземлением в салоне воздушного судна прозвучало сообщение о том, что самолет совершает вынужденную аварийную посадку.
Самолет ИЛ-62М принадлежал частной казахстанской авиакомпании “D.E.T.A. AIR”, работал в Иране на лизинговой основе с казахстанским экипажем на борту.
В числе погибших оказались наши соотечественники, все члены экипажа: Николай Одинцов, Абат Шадьяров, Александр Бадигин, Сергей Щелкаев, Ахметжан Нурсеитов, Вячеслав Нечаев.
На панихиду приехали граждане Ирана, находившиеся в самолете, потерпевшем катастрофу. Они выражали благодарность родственникам летчиков, которые ценой собственной жизни предотвратили еще более сокрушительную аварию и спасли жизни большинству пассажиров.
На прошлой неделе близкие погибших членов экипажа отметили скорбную дату. Спустя сорок дней после катастрофы они так и не знают, почему произошла трагедия. Причины крушения самолета ИЛ-62М до сих пор устанавливает комиссия, которая работает в Иране. Представители руководства “D.E.T.A. AIR” просят родственников погибших членов экипажа подождать еще
Абат Шадьяров был вторым пилотом на роковом рейсе №1525 - Тегеран - Мешхед. Когда он собирался в командировку в Иран, родственники провожали его в дорогу. Старший брат Абата Артур испытывал безотчетную тревогу, просил его: “А может, останешься?”. Но Абат должен был лететь. Артур почему-то именно в этот день записал голос брата, когда он предложил выпить за благополучную командировку. Абат сказал: “Я обязательно вернусь и привезу букет роз...” Обычно он покупал розы и дарил их своей супруге Розе.
В день сороковин у Розы просигналил мобильный: на экранчике телефона возникли слова “Не забыть”. Именно тогда, когда родственники и коллеги собрались на сорокадневную панихиду по Абату Шадьярову, супруги хотели отметить день своей свадьбы. Перед отлетом в Иран Абат сделал эту запись в мобильном у Розы. А она повязала голову траурным платком.
Весной 2002 года ушел из жизни отец Абата - Серик Жумагалиевич Шадьяров. Он был одним из ведущих пилотов Гражданской авиации Казахстана. В “Новом поколении” от 24 мая 2002 года в статье “Обретение неба” я рассказала о славном летчике, в трудовой книжке которого отражена вся история Гражданской авиации Казахстана. Первая запись - 1953 год, 1 октября - “Курсант Краснокутского летного училища, город Красный Кут”. Он налетал более 20 тысяч километров. Сыновья, Артур и Абат, посчитали: их отец Серик Шадьяров условно облетел вокруг Земли 150 раз. Серика Жумагалиевича знал весь Советский Союз, в каждом аэропорту это имя было хорошо известно. В 1978 году Серик Шадьяров становится командиром самолета ТУ-154, одним из первых летчиков-казахов. Ему тогда было 45 лет. Еще 14 лет он активно летал.
|
Незадолго до смерти отца сын Абат случайно нашел в продуктовом магазинчике модель “реликтового” самолета ПО-2, на котором начинал карьеру летчика его отец в 1955 году в Уральской области. Увидев крошечный ПО-2, машину своей юности, Серик Жумагалиевич страшно обрадовался и нашел массу неточностей в сборке. Старшего сына Серик Шадьяров назвал Артуром. В 1958 году он читал “Овода” Этель Лилиан Войнич, в честь благородного героя назвал первого сына. Имя второму - Абат - дал старый, уважаемый в деревне человек в честь исторического богатыря. Абат таким и вырос - настоящим богатырем.
Абат продолжил дело отца. Артур не прошел медкомиссию по зрению, хотя закончил авиационное училище. Немного поработал в авиации, потом поступил в архитектурно-строительный институт, стал архитектором.
Абат поступил в училище в Бугуруслане, после окончания которого сразу сел за штурвал нового в ту пору ЯК-40. Он почти догнал отца, перевелся в Алма-Ату на ТУ-154, успел с ним вместе поработать. Летали в одной эскадрилье. Абат ушел на пенсию в 32 года. Стечение обстоятельств - лихие девяностые - заставили искать работу. Чем только ни занимался, работал даже сантехником. Потом устроился в международную авиакомпанию “Азамат”, где работал отец. Однажды попытался начать новую жизнь, уехал с семьей в Чехию. Быстро выучил чешский язык, нашел работу. Девочки пошли в детский сад. Но потом он сказал Розе: “Жизнь дается один раз, и прожить ее нужно в Алма-Ате”. Шадьяровы вернулись в Казахстан.
Абат был любящим супругом и отцом. В этой счастливой семье царил дух творчества. Он умел устраивать праздники и наслаждался радостью девочек, жены, когда праздник удавался.
Он хотел, как и отец, летать до 60 лет...
Серик Жумагалиевич Шадьяров вел дневник и писал стихи, но никому об этом не рассказывал. После смерти узнали близкие. В дневнике оставил внуку, внешне на него очень похожему, генеалогическое древо вплоть до седьмого колена - отцов, дедов, прадедов. За четыре года до смерти он поехал по Уральской области с целью найти могилу своего деда. И нашел ее! От Касталовки, районного центра, километров 20 на восток. Маленький камень на могиле Шадьяра. По дороге делал записи в дневнике. Прадед Шадьяр был поэтом, писал песни, стихи. Серику передался этот дар по наследству.
Дочь Шадьярова, Гульнара, читала дневник после смерти отца. Летчик писал о каждом из своих близких, давал им характеристики, размышлял о судьбе каждого - о сыновьях, дочери, внуках... Но потом все эти записи уничтожил, считая, что не вправе судить о близких. Серик Жумагалиевич боялся, что некоторые моменты в записях будут неправильно поняты: “Каждый человек сам себе судья”. Незадолго до смерти простился с каждым, никого не оставил без внимания, каждому - детям, взрослым, внукам - дал пожелание, напутствие. Отказался лечь в больницу: “Бензин кончается. Самолет идет в пике”. Но эти слова были лишь образом - славный летчик умер в своей постели в окружении любящих детей и внуков.
Сын Абат погиб за штурвалом самолета. Он и его коллеги сумели посадить лайнер, терпящий бедствие. Абат говорил, что наша техника отличается от иностранной, целиком компьютеризированной, тем, что ею можно управлять вручную. И в сложной ситуации можно подчинить самолет. В тот роковой день, 24 июля, экипажу это почти удалось. Летчики вручную посадили самолет на высокой скорости и держали его на посадочной полосе! Малейший крен и произошла бы катастрофа, в которой ни у кого на борту не осталось бы шансов выжить. Посадочной полосы не хватило, чтобы сбросить скорость. Самолет натолкнулся на препятствие.
У Серика Жумагалиевича, отца Абата, болела душа: он видел, как разваливается, разворовывается целая отрасль - Гражданская авиация. Если раньше летчики летали по 80-90 часов в месяц, то сегодня налет составляет 15-20 часов. Без возможности летать остался целый летный состав - профессионалы высокого класса с богатейшим опытом, они никому не нужны сегодня. В компаниях отдают предпочтение летчикам-иностранцам.
Коллеги Николая Одинцова, Абата Шадьярова, Александра Бадигина, Сергея Щелкаева, Ахметжана Нурсеитова, Вячеслава Нечаева говорят, что погибший экипаж был элитой летного состава. |