ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Обретение неба Люди

Галя Галкина
24 июля примерно в 18 часов 5 минут по местному времени в аэропорту иранского города Мешхеда при посадке потерпел крушение пассажирский самолет ИЛ-62М иранской авиакомпании Aria Airlines, совершавший рейс №1525 по маршруту Тегеран - Мешхед. По сообщению иранских СМИ, на борту находились 153 пассажира и членов экипажа. В результате катастрофы погибли 16 человек, 21 ранен. Выжившие пассажиры сообщили, что перед приземлением в салоне воздушного судна прозвучало сообщение о том, что самолет совершает вынужденную аварийную посадку.
Самолет ИЛ-62М принадлежал частной казахстанской авиакомпании “D.E.T.A. AIR”, работал в Иране на лизинговой основе с казахстанским экипажем на борту.
В числе погибших оказались наши соотечественники, все члены экипажа: Николай Одинцов, Абат Шадьяров, Александр Бадигин, Сергей Щелкаев, Ахметжан Нурсеитов, Вячеслав Нечаев.
На панихиду приехали граждане Ирана, находившиеся в самолете, потерпевшем катастрофу. Они выражали благодарность родственникам летчиков, которые ценой собственной жизни предотвратили еще более сокрушительную аварию и спасли жизни большинству пассажиров.
На прошлой неделе близкие погибших членов экипажа отметили скорбную дату. Спустя сорок дней после катастрофы они так и не знают, почему произошла трагедия. Причины крушения самолета ИЛ-62М до сих пор устанавливает комиссия, которая работает в Иране. Представители руководства “D.E.T.A. AIR” просят родственников погибших членов экипажа подождать еще

Абат Шадьяров был вторым пилотом на роковом рейсе №1525 - Тегеран - Мешхед. Когда он собирался в командировку в Иран, родственники провожали его в дорогу. Старший брат Абата Артур испытывал безотчетную тревогу, просил его: “А может, останешься?”. Но Абат должен был лететь. Артур почему-то именно в этот день записал голос брата, когда он предложил выпить за благополучную командировку. Абат сказал: “Я обязательно вернусь и привезу букет роз...” Обычно он покупал розы и дарил их своей супруге Розе.
В день сороковин у Розы просигналил мобильный: на экранчике телефона возникли слова “Не забыть”. Именно тогда, когда родственники и коллеги собрались на сорокадневную панихиду по Абату Шадьярову, супруги хотели отметить день своей свадьбы. Перед отлетом в Иран Абат сделал эту запись в мобильном у Розы. А она повязала голову траурным платком.
Весной 2002 года ушел из жизни отец Абата - Серик Жумагалиевич Шадьяров. Он был одним из ведущих пилотов Гражданской авиации Казахстана. В “Новом поколении” от 24 мая 2002 года в статье “Обретение неба” я рассказала о славном летчике, в трудовой книжке которого отражена вся история Гражданской авиации Казахстана. Первая запись - 1953 год, 1 октября - “Курсант Краснокутского летного училища, город Красный Кут”. Он налетал более 20 тысяч километров. Сыновья, Артур и Абат, посчитали: их отец Серик Шадьяров условно облетел вокруг Земли 150 раз. Серика Жумагалиевича знал весь Советский Союз, в каждом аэропорту это имя было хорошо известно. В 1978 году Серик Шадьяров становится командиром самолета ТУ-154, одним из первых летчиков-казахов. Ему тогда было 45 лет. Еще 14 лет он активно летал.
alt
Незадолго до смерти отца сын Абат случайно нашел в продуктовом магазинчике модель “реликтового” самолета ПО-2, на котором начинал карьеру летчика его отец в 1955 году в Уральской области. Увидев крошечный ПО-2, машину своей юности, Серик Жумагалиевич страшно обрадовался и нашел массу неточностей в сборке. Старшего сына Серик Шадьяров назвал Артуром. В 1958 году он читал “Овода” Этель Лилиан Войнич, в честь благородного героя назвал первого сына. Имя второму - Абат - дал старый, уважаемый в деревне человек в честь исторического богатыря. Абат таким и вырос - настоящим богатырем.
Абат продолжил дело отца. Артур не прошел медкомиссию по зрению, хотя закончил авиационное училище. Немного поработал в авиации, потом поступил в архитектурно-строительный институт, стал архитектором.
 Абат поступил в училище в Бугуруслане, после окончания которого сразу сел за штурвал нового в ту пору ЯК-40. Он почти догнал отца, перевелся в Алма-Ату на ТУ-154, успел с ним вместе поработать. Летали в одной эскадрилье. Абат ушел на пенсию в 32 года. Стечение обстоятельств - лихие девяностые - заставили искать работу. Чем только ни занимался, работал даже сантехником. Потом устроился в международную авиакомпанию “Азамат”, где работал отец. Однажды попытался начать новую жизнь, уехал с семьей в Чехию. Быстро выучил чешский язык, нашел работу. Девочки пошли в детский сад. Но потом он сказал Розе: “Жизнь дается один раз, и прожить ее нужно в Алма-Ате”. Шадьяровы вернулись в Казахстан.
Абат был любящим супругом и отцом. В этой счастливой семье царил дух творчества. Он умел устраивать праздники и наслаждался радостью девочек, жены, когда праздник удавался.
Он хотел, как и отец, летать до 60 лет...
 Серик Жумагалиевич Шадьяров вел дневник и писал стихи, но никому об этом не рассказывал. После смерти узнали близкие. В дневнике оставил внуку, внешне на него очень похожему, генеалогическое древо вплоть до седьмого колена - отцов, дедов, прадедов. За четыре года до смерти он поехал по Уральской области с целью найти могилу своего деда. И нашел ее! От Касталовки, районного центра, километров 20 на восток. Маленький камень на могиле Шадьяра. По дороге делал записи в дневнике. Прадед Шадьяр был поэтом, писал песни, стихи. Серику передался этот дар по наследству.
Дочь Шадьярова, Гульнара, читала дневник после смерти отца. Летчик писал о каждом из своих близких, давал им характеристики, размышлял о судьбе каждого - о сыновьях, дочери, внуках... Но потом все эти записи уничтожил, считая, что не вправе судить о близких. Серик Жумагалиевич боялся, что некоторые моменты в записях будут неправильно поняты: “Каждый человек сам себе судья”. Незадолго до смерти простился с каждым, никого не оставил без внимания, каждому - детям, взрослым, внукам - дал пожелание, напутствие. Отказался лечь в больницу: “Бензин кончается. Самолет идет в пике”. Но эти слова были лишь образом - славный летчик умер в своей постели в окружении любящих детей и внуков.
Сын Абат погиб за штурвалом самолета. Он и его коллеги сумели посадить лайнер, терпящий бедствие. Абат говорил, что наша техника отличается от иностранной, целиком компьютеризированной, тем, что ею можно управлять вручную. И в сложной ситуации можно подчинить самолет. В тот роковой день, 24 июля, экипажу это почти удалось. Летчики вручную посадили самолет на высокой скорости и держали его на посадочной полосе! Малейший крен и произошла бы катастрофа, в которой ни у кого на борту не осталось бы шансов выжить. Посадочной полосы не хватило, чтобы сбросить скорость. Самолет натолкнулся на препятствие.
 У Серика Жумагалиевича, отца Абата, болела душа: он видел, как разваливается, разворовывается целая отрасль - Гражданская авиация. Если раньше летчики летали по 80-90 часов в месяц, то сегодня налет составляет 15-20 часов. Без возможности летать остался целый летный состав - профессионалы высокого класса с богатейшим опытом, они никому не нужны сегодня. В компаниях отдают предпочтение летчикам-иностранцам.
Коллеги Николая Одинцова, Абата Шадьярова, Александра Бадигина, Сергея Щелкаева, Ахметжана Нурсеитова, Вячеслава Нечаева говорят, что погибший экипаж был элитой летного состава.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
ПАСИБО ЗА ТЕПЛЫЕ СЛОВА.Ы ОДНИ ИЗ МОНОГИЗ КТО ТАК НАПИСАЛ О НАШИХ ОТЦАХ,ЗЕМЛЯ ИМ ПУХОМ И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ.....
ДОЧЬ.
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение