|
Галина Галкина
Сорок лет они остаются счастливейшей парой - Рамазан и Людмила. Но из этих сорока почти двадцать провели в вынужденной разлуке. Теперь они снова вместе.
Рамазан Саликович Бапов - народный артист СССР и КазССР, известный танцор балета, хореограф-постановщик, балетмейстер, и заслуженная артистка Казахстана Людмила Георгиевна Рудакова, в прошлом - солистка ГАТОБ имени Абая, прима-балерина, теперь - педагог в Государственном хореографическом училище имени А.Селезнева, педагог-репетитор ГАТОБ, лауреат независимой премии “Тарлан” - “За вклад” - в номинации “Театр” за 2006 год
Рамазан Саликович вернулся на родину из долгой командировки, которая растянулась почти на двадцать лет. Он работал по контракту сначала в Турции, а потом - в США.
Когда Рамазан Бапов пришел работать в Театр оперы и балета имени Абая, он сразу обратил внимание на Людмилу Рудакову. Это была самая красивая актриса в театре.
- Именно в театре, не только в труппе балета. Я всегда думал, что она недоступна, что у нее много поклонников. И наверняка, думал я, у нее кто-то есть такой, с кем я не могу сравниться.
Выпускник Московского академического ордена Красного Знамени хореографического училища при Большом театре, Рамазан Бапов отклонил предложение работать в Большом театре и вернулся на родину. Дитя своего времени, Рамазан Бапов был патриотом. Он считал, что должен вернуться в Казахстан, который отправил его учиться в лучшую балетную школу. Хотел отдать дань стране, выразить ей благодарность и служить казахстанскому балету.
Но, уже находясь в Театре оперы и балета имени Абая, Рамазан ощутил огромную разницу в уровнях балета, репетиций, спектаклей в Москве и в Алма-Ате:
- Меня это положение не удовлетворяло. В Московском хореографическом училище при Большом театре была работа в поте лица. Я знал, что танцор начинает хорошо выполнять элементы и сам танец только через титанический труд, через работу над ошибками. Здесь, в Алма-Ате, я попал совершенно в другую обстановку после Москвы. Тогда начал заниматься сам. Меня не удовлетворял здешний класс. Поэтому я приходил, когда была пауза между занятиями, и можно было работать одному. Я делал у станка все, что раньше приходилось выполнять в Московском хореографическом училище.
В один из таких часов, когда Рамазан в одиночестве трудился, в класс вошла Людмила Рудакова. Она тоже встала у станка. И также старательно работала, оттачивая движения. Так продолжалось длительное время. Танцоры здоровались и в молчании проводили время в классе, занимаясь у станка.
В тот период Рамазан Бапов, блестящий выпускник Московского хореографического училища, не был востребован в труппе Театра оперы и балета имени Абая. Это его очень огорчало и тревожило. Танцовщик боялся потерять форму, не понимал, почему это происходит.
У Людмилы было время оценить уровень подготовки артиста. Однажды она ему предложила: “Рамазан, мы все равно занимаемся вместе, давай выучим совместные партии “Бахчисарайского фонтана”? Партнер в этом балете танцует только в одном акте, поэтому задача не представлялась слишком сложной. Постепенно Рамазан и Людмила выучили все совместные танцы и даже успели поработать над чистотой исполнения.
Как-то в Театре оперы и балета должен был идти “Бахчисарайский фонтан”. А солист лежал дома с температурой. Людмила Рудакова объявила, что партию может станцевать Рамазан Бапов. Главный балетмейстер удивился: “Как такое возможно?” Рамазан и Людмила показали весь акт. Рамазан танцевал так, будто за его плечами было уже несколько лет исполнения этой партии.
- Я не испытывал волнения, танцевал спокойно. В спектакле все было для меня: вариация не столь уж сложная, много прыжков. А прыжки - моя стихия.
Теперь уже танцовщика планировали в новые спектакли.
Все чаще Рамазан и Людмила стали бывать вместе: они ходили на прогулки, иногда заходили в ресторанчик.
- Ничего такого не было. Но весь театр уже судачил. Я, конечно, был страшно влюблен.
Но по-прежнему Рамазану казалось, что его возлюбленная, которую он боготворил, недоступна ему. Отношения молодых людей были очень целомудренными.
Рамазан не решался признаться Людмиле в своих чувствах.
Но однажды... Людмиле нужно было уйти на какую-то встречу. А Рамазан оставался в театре. И вдруг через десять минут она вернулась. Рамазан встревожился: “Что случилось?” Людмила ответила: “Не могу уйти, хочу быть с тобой!” Так произошло объяснение.
Но коллектив театра - в пересудах, бурных обсуждениях - вынес свой вердикт: “Бапов и Рудакова - не пара!”
Рамазан, прослышав об этом, возмутился: “Что?! Кто имеет право вмешиваться в нашу жизнь?”
- Мы пошли и расписались. А потом у нас появилась девочка, которую мы назвали Юлией. Теперь мы с Людмилой всегда танцевали вместе.
Дуэт Бапов - Рудакова станцевал весь классический репертуар, исполняли главные партии в новых постановках. Это была красивая пара - с грациозной партнершей и выразительным сильным и романтичным партнером.
- Людмила мне очень помогла, потому что у меня не все так гладко шло.
Главный балетмейстер и хореограф Оперного театра той поры, приняв артиста в труппу, не спешил ставить его в спектакли. Был период, когда Рамазан вообще ничего не танцевал! А ведь у него был уже диплом престижного Международного конкурса хореографического искусства в Варне: первое место на этом конкурсе получил Михаил Барышников, а второе - Рамазан Бапов.
|
Коллектив театра - в пересудах, бурных обсуждениях - вынес свой вердикт: “Бапов и Рудакова - не пара!” Рамазан, прослышав об этом, возмутился: “Что?! Кто имеет право вмешиваться в нашу жизнь?”
Они пошли и расписались |
Коллеги и друзья спрашивали его: почему не танцуешь? Рамазан пожимал плечами и отвечал с горькой иронией: “Я - золотой запас труппы”. Рамазан чувствовал, что теряет форму: координацию движений, шаг, прыжок, вращение, выворотность... Все уходило.
Рамазан не находил объяснений такому игнорированию его как танцовщика. И уже даже начал жалеть, что в свое время отказался от предложения работать в Большом театре в Москве, стал подумывать о том, что нужно ехать в Москву, иначе он погибнет - без танцев, без участия в спектаклях.
- Но когда встретился с Людмилой, судьба моя была решена. Я не хотел с ней расставаться. Благодаря тому, что мы разучили с ней “Бахчисарайский фонтан”, что убедительно станцевали спектакль, меня стали вводить в репертуар.
В любом коллективе есть трудности общения - конфликты, недопонимание, ссоры. Особенно остро переживают эти комплексы артистические коллективы. Труппа Театра оперы и балета не была исключением.
Однажды Рамазан Бапов почувствовал усталость и разочарование: “Разве я для этого родился? Зачем мне тратить свои нервы и время на какие-то разборки?” И он попросил, чтобы его отправили куда-нибудь работать. Поступило предложение поехать в рамках культурного обмена в Оперный театр Турции в качестве консультанта, хореографа, балетмейстера, педагога. Рамазан и Людмила с радостью приняли предложение и отправились в Турцию вместе. Ведь они не могли жить в разлуке друг с другом.
Дочь осталась с бабушкой и дедушкой.
Все шло хорошо. Но однажды родители узнали, что Юля, в ту пору студентка Консерватории, взяла академический отпуск. Рамазан и Людмила на семейном совете решили, что один из родителей должен быть рядом с дочерью. Людмила Георгиевна вернулась в Алма-Ату.
В жизни супругов начался период разлуки, который растянулся почти на 20 лет.
Рамазан Саликович проработал в Турции шесть лет, воспитав учеников, передав бесценный опыт коллегам. И однажды он получил предложение заняться профессиональной деятельностью в США. Рамазан Саликович Бапов посоветовался с Людмилой Георгиевной и решил попробовать: “Если не получится, вернусь домой”.
Но в Америке у Рамазана Бапова все получилось. Он работал в хорошей балетной школе. Компания Павла Ротару, с которой сотрудничал Рамазан Саликович, имела профессиональную труппу в 20 человек: “Для США это очень хорошо”. Репертуар группы был большим, разнообразным. Павел Ротару как постановщик был очень интересен. Рамазан Бапов помогал репетировать с коллективом, ставить и выпускать спектакли.
Стали поступать предложения из разных компаний. Рамазан Саликович успевал сотрудничать со многими из них. Ему понравилось заниматься постановками.
Ученики Бапова завоевывали первые места на всеамериканских конкурсах.
В американской жизни нашего соотечественника было все: признание, успех, процветание. Но не было рядом милой Людмилы и дочери.
В Атланте он купил себе великолепный дом с бассейном и большой территорией, потом продал и купил дом поменьше и без бассейна: “Зачем мне одному?” Иногда он представлял, как они вместе с женой и дочерью живут в этом райском уголке. Но близкие были далеко.
Юля стала уже вполне самостоятельным человеком. Как и отец, получила предложение поработать в Оперном театре Турции. По сей день Юля находится там: она стала лучшей пианисткой театра, играет на фортепиано в операх, балетах. Юлия Бапова обладает уникальным профессиональным качеством: может свободно играть с листа любое новое произведение. Легко запоминает музыкальный текст. Часто обходится без партитуры на спектаклях. И даже дирижирует оперным спектаклем. Выступает на радио, телевидении, фестивалях. Родители гордятся дочерью.
Людмила Георгиевна так и не смогла уехать в США к мужу. Должна была оставаться с матерью, которая была уже в преклонном возрасте. А когда мама ушла из жизни, и, казалось, уже ничего не привязывало к Алма-Ате, Людмила Георгиевна поняла, что не хочет уезжать из города, в котором прошла целая жизнь.
А Рамазан Саликович вдруг осознал однажды, что хочет жить на родине. Испытал желание передать свой опыт молодым танцовщикам, создать собственную школу.
И, конечно же, он хотел, чтобы рядом была его Людмила.
- Слишком уж затянулась моя командировка. Ехал всего на год, а отсутствовал почти 20 лет! Мог получить гражданство США, но не захотел этого. Я пришел к такому моменту в своей жизни, что хочу здесь, на родине, оставить все, что накопилось за многие годы, - весь свой опыт, все свое умение, душу вложить в своих ребят, казахстанцев. И я не хочу больше расставаться с моей Людмилой. |