|
Римма Артемьева
Раритетным презентом к 75-летию Государственного академического русского театра драмы имени М.Ю.Лермонтова в Алматы стала книга-альбом “Объяснение в любви”, написанная известной казахстанской журналисткой, членом Союза журналистов и Союза кинематографистов РК Людмилой Енисеевой-Варшавской по заказу Комитета информации и архива Министерства культуры и информации РК
Этот реально-нереальный мир - Театр! Кого ни завораживал он своей притягательностью? Кто из нас не мечтал хоть ненадолго заглянуть за кулисы, узнать, как творится таинство Игры? В чем секреты актерского мастерства, кто они - те люди, которые, каждый вечер выходя на сцену, открывают нам нас самих, заставляют чувствовать, сопереживать, меняться? “Объяснение в любви” - это книга, в которой читатель сможет найти искренние ответы на эти вопросы.
“Удивительное сословие - артисты! Я не встречал в театре равнодушных пессимистов. Равнодушному не нужен театр, пессимисту нечем утешить людей... Я люблю людей нашей профессии. Это люди, сохранившие детскую наивность и потребность в игре, люди, сохранившие на всю жизнь свою мечту.
В какой еще профессии человек стремится работать больше при минимальной зарплате? В горе и радости, больной, из последних сил уговаривая себя тем, что сцена лечит, артист - или, вернее, Артист - выходит к вам, чтобы поделиться своими чувствами, мыслями, надеждами...” - так отзывается о своих коллегах во вступительном слове к книге главный режиссер театра Рубен Суренович Андриасян.
В этом издании, состоящем из ярких живых портретов артистов, создан образ нашего любимого Театра. Его прошлое, настоящее, будущее. Здесь актеры объясняются в любви к искусству, профессии, людям. А автор, в свою очередь, наполняет любовью свое повествование об этих талантливых людях, с которыми знакома не понаслышке. “У меня, как и у всех присутствующих, особое, трепетное отношение к нашему театру, потому что здесь прошло мое детство, - поделилась на презентации Людмила Варшавская, - потому что моя матушка Любовь Александровна Смолянинова училась в студии при театре вместе с Галиной Плотниковой, Михаилом Соколовым, Евгением Поповым и многими другими. Наш дом всегда был полон актеров и студийцев. А на 30-летие собрались выпускники студии из всех городов Казахстана. Это была удивительная встреча однокашников, наполненная яркими воспоминаниями. Отец ведь преподавал им в студии историю театра. А я совсем еще маленькой девочкой часто бывала на репетициях студийцев, и все те разговоры о театре, ролях, которые слышала в нашем доме, представали передо мной воочию в деталях и образах”.
Вот как вспоминал о театральной студии военного времени в своем интервью Евгений Попов (1928-1997): “В 1944 году Я.Штейн создал при театре студию и пригласил преподавать таких замечательных знатоков литературы и театра, как Юрий Осипович Домбровский, Лев Игнатьевич Варшавский, мастера по гриму Сергея Ивановича Гуськова, профессора Московского института художественного слова Василия Константиновича Сережникова. Того самого Сережникова, к которому с благоговением относились Качалов и Москвин, он вел у нас технику речи. Может, оттого мы до сих пор бережем слово...”
Представляя книгу, Р.С.Андриасян выразил особую признательность и восхищение Людмиле Енисеевой-Варшавской: “Она на протяжении многих лет собирала очерки о людях театра. О тех, кого уже нет в живых, но кто сыграл заметную роль в становлении этого театра, кто заложил камень в его фундамент, кто вписал яркие страницы в его историю: Ю.Рутковский, Я.Штейн, М.Сулимов, Е.Диордиев, В.Харламова, Л.Боксерман, Е.Попов, Л.Темкин. О тех, кто сейчас служит в театре и сегодня создает славу нашему театру: Ю.Померанцев, Л.Нэльская, Т.Банченко, Г.Балаев, М.Ганцева, Н.Долматова, Н.Жмеренецкая, А.Зубов, Ю.Капустин, А.Креженчуков, И.Лебсак, М.Токарев, В.Толоконников, С.Уфимцев. Молодое поколение: А.Багрянцев, В.Багрянцев, О.Бойченко, Д.Джамбакиев, О.Ландина, А.Темкина”.
“Я считаю, что наш театр сегодня - это одна из лучших трупп в СНГ, - продолжила свое “объяснение в любви” Л.Енисеева-Варшавская. - Это театр, который выдерживает очень высокие классические традиции и вместе с тем постоянно находится в творческом поиске, заботится о молодом поколении. В процессе работы над книгой я утвердилась в мысли о том, что актеры - люди серьезные, философствующие”.
Юрий Померанцев: “Пафос устремлений и великодушных поступков моего любимого Рыцаря печального образа, его миропредставление и активная борьба за справедливость очень мне близки. Я и свою жизнь старался выстраивать по таким, как у него, нравственным канонам. И, конечно же, я глубоко признателен судьбе, что она дала мне возможность побыть на сцене в этом драгоценнейшем образе. Побыть даже не однажды”.
Владимир Толоконников: “На втором курсе Ярославльского театрального училища я вышел впервые на сцену знаменитого Волковского театра. Это была роль Пса Гаспара в сказке “Похищение луковиц”. Вообще, собака меня преследовала. До этого в Самаре, где я работал и занимался в студии, я делал этюд бульдога и получил за него пятерку. Думал ли я тогда, что этот бульдог вместе с Псом Гаспаром приведут меня к главной собаке Советского Союза - знаменитому Шарику, то бишь Полиграфу Полиграфовичу?..”
Татьяна Банченко: “Текст для актера - это бог. Понять его и верно интонировать - значит постигнуть суть. В момент, когда я освоила текст, становится несказанным удовольствием произносить его, играя подводными смыслами и течениями. Наше актерское дело - оправдывать своей внутренней жизнью ожидания тех, кто приходит к нам в театр”. |