Жанат Досхожина
Валерий Коренчук - признанный мастер фотоискусства, президент алматинского фотоклуба “Медео”. За его плечами бесчисленное участие на престижных международных фотовыставках. Ему принадлежат Гран-при “Золотой глаз-77”, золотые медали фотографических обществ Америки, Пакистана и Южной Африки и еще сотни наград. Четырежды он был признан Международной федерацией фотографического искусства FIAP. А недавно казахстанский мастер отметил 50-летие своей творческой деятельности
- Давным-давно в моей молодости после поступления в Ленинградский кораблестроительный институт судьба подарила мне знакомство с Львом Буданцевым, увлекавшимся в то время фотографическим искусством. Он-то меня и увлек этим делом. Потом я полгода копил деньги на фотоаппарат. Но, замечу, зря времени я не терял. Перелопатил всю специальную литературу о фотографии. И начал снимать!
- На Вашей персональной выставке “Полвека с музой света” все представленные работы “ЧБ”. Почему Вы остаетесь верным черно-белому формату?
- Люблю работать как с цветными фотографиями, так и с черно-белыми. Не могу сказать, что отдаю предпочтение одному из этих форматов. Вообще, цвет - это такая трудноуловимая штука, которая страшно влияет на восприятие фотографии. Любой лишний оттенок может помешать! Обуздать цвет, который существует в природе, очень непросто, но возможно. Поэтому в работе художников с цветными фотографиями шедевров гораздо меньше, практически все великие творения черно-белые.
- Вы преподаете в Академии кино и телевидения курс фотокомпозиции. Расскажите о своих учениках.
- Талантливые ученики у меня есть. Но, к сожалению, среди них мало мальчиков. Я всегда считал, что фотохудожник - профессия мужская. Но благо, сейчас такая удобная техника. Мои ученицы целеустремленные, они старательно осваивают фотодело. Думаю, из них выйдет толк. Буду счастлив, если они пронесут в своих руках фотоаппарат как друга. Это поможет им лучше узнать наш мир и увидеть его по-другому. Видеть и замечать глубокую философию каких-то простых вещей. Например, задаю студентам: “Снимите мне любовь”. Они говорят: “Ну, раз любовь - обязательно кто-то целуется”. Ан нет! Показываю Ольгину работу: на желтом песчаном поле горят две свечи, стеарин уже растаял, а язычки пламени вместе - фотография называется “Влюбленные”. Вот так и получается: сейчас они вместе, а потом ведь сгорят - и исчезнет все.
- Кому Вы посвящаете свое искусство?
- Ах, голубушка! Самый интересный вопрос! Потому что до сих пор фотография в Казахстане как искусство не востребовано. Подросла журналистская фотография, потом началась свадебная эпопея - много развелось их. Начали появляться так называемые гламурные фотографии. А фотоискусство? Кому оно нужно? Получается, что как было фотоискусство на совести энтузиастов, так и осталось. Сейчас больше платят за портрет сорокалетней дамочки в виде надувной куколки - 1000 долларов, и чтобы никаких морщинок! А жизни в этой фотографии нет. У нас кругом попса и гламур - черт знает что! Есть такая хорошая фраза - “гламур только для дур”. Однако... Искусство ведь бесценно не потому, что оно уценено, а потому, что цены ему нет.
“Мне кажется, я застрял между 17 и 22 годами. Хотя иногда смотрюсь в зеркало и восклицаю: “Боже мой!” Еще есть желание докопаться до всего неизвестного - до какой-то истины. Не перестаю учиться. Не перестаю просматривать новую литературу. И не только потому, что преподаю студентам, а потому, что возникает много информации, которую я не знал, - по истории фотографии, философии и вообще - по истории жизни...” |