В последние годы начали говорить разное о той войне, мол, мы не были освободителями, и это не очень-то радует душу. Я видел много и скажу как есть. Мы воевали так, как верили. Я участвовал в освобождении 85 городов. Везде нас принимали с радостью.
Когда началась война, мне было 20 лет. В 1941 году в городе Жамбыл формировалась 105 казахская кавалерийская дивизия. С ней я прошел до Берлина.
Участвовал в Сталиградской битве, при взятии Сталинграда в феврале 43-го я первым водрузил на один из домов наше знамя. После этого было еще много других боев. И так мы дошли до столицы Германии.
Вот что произошло в одном из освобожденных нами городов. Увидел я женщину. Она сидела и горько плакала у своего сгоревшего дома. Подошел я к ней, решил утешить как смогу. Захлебываясь слезами, она дала понять, что дети сгорели вместе с домом. Я, как мог, жестами спрашивал ее: “А подвал в доме есть?”. Женщина поняла, о чем я, и закивала головой. Я подозвал солдат, и мы разобрали сгоревшие бревна. Выяснилось, что дети спрятались в подвале и уцелели. Женщина была счастлива, она не знала, как нас благодарить, и только плакала - теперь от радости. То нас обнимет, то детей своих бежит обнимать. А мы стоим - руки черные, сами чуть не плачем. Дали мы женщине и детям продукты, какие были у нас, - хлеб и что-то еще - и пошли дальше. Я не помню, кто она была по национальности, да это и не важно было. И таких случаев было много.
По воспоминаниям ветерана войны жителя города Шымкента Отебая Калыбаева записал Бердалы Оспан |