|
Галина Галкина
Миргиястин Якупов - представитель поколения тех, кто пережил Великую Отечественную войну, победу, послевоенные годы... “Участник ВОВ” - не просто строка биографии, это человеческое качество. Суровые испытания, которые выпали на долю Миргиястина и его ровесников, отозвались в их судьбах бесценным жизненным опытом. Миргиястин Джалалович стал писателем. Рассказал о своих коллегах, о Великой Отечественной войне в газетах, журналах и книгах. Обратился к корням своего народа. Недавно закончил работу над новой книгой, “Огузхан”, в которой Миргиястин Якупов рассказывает о создателе первого Уйгурского государства в Центральной Азии - Огузхане
- В 2016 году исполняется 2225 лет со дня образования этого государства, известного в древнекитайских источниках как Хунну. Этой дате я и посвятил исторический роман “Огузхан”. Юбилей - важная дата не только для уйгуров, но и для всех уйгуроязычных народов, занимающих теперь огромные просторы Евразии, которые не только совместно построили свое государство в Степи, но и совместно боролись за свое существование в течение более четырех веков.
За всю историю существования кочевых народов Центральной Азии Огузхану впервые удалось объединить их и в 209 году до нашей эры создать могучее государство, известное в древнекитайских источниках как Хунну.
Громкие победы Огузхана сначала над сильными воинственными племенами Степи явчилами и дунху, затем его победоносные военные походы в Южную Сибирь, на Дальний Восток и, наконец, в Среднюю Азию позволили ему покорить народы и племена, проживавшие на этом огромном пространстве. Границы созданного Огузханом государства в зените его славы простирались от Маньчжурии на востоке до Каспия на западе, от Иртыша, Алтая, Байкала и Енисея на севере, до Тибета и Гималаев на юге. Именно при Огузхане кочевые племена уйгуров и оседлые уйгуры Таримской долины Кашгарии впервые воссоединились. Его походы в Среднюю Азию позволили вытеснить из Ферганской долины и Междуречья персов и возвратить эти исконные земли родственному уйгурам народу, известному по иранским источникам как тураны.
|
В отличие от государств, созданных Александром Македонским, Чингисханом и другими подобными правителями, Огузхан основал свое государство вначале на добровольной основе. Именно тогда впервые проявился его талант великого государственного деятеля, сумевшего сочетать интересы собственного народа с интересами других народов и племен, проживавших на просторах Степи.
Правителем он стал в довольно зрелом возрасте - в 37 лет. А до этого он совместно с отцом участвовал во многих сражениях и перенял у него боевой опыт, многократно преумножил его, выработал новую стратегию и тактику ведения войны.
Народы, вошедшие в хуннский союз, Огузхан назвал уйгурами. Слово “уйгур” образовалось от слова “уймак” (союз), считают востоковеды. Хивинский хан Абулгазы, знаток истории уйгуров, касаясь образования этого слова писал, что “уйгур” означает “союзник” - “пристал один к другому, соединился”.
Имя Огузхана не исчезло из памяти и сегодняшних уйгуров, и по сей день они дают своим сыновьям имя Огуз, а дочерям - Айхан, в честь памяти его матери. С тех же времен у уйгуров также стало престижным добавлять к именам своих детей слово “хан”, “хун”. Мальчиков называли Туда-хун, Роза-хун, Айса-хун, а девочек - Анар-хан, Ляйли-хан, Ипар-хан, Патям-хан и так далее.
До сих пор некоторые названия в Средней Азии напоминают прошлое пребывание здесь хуннов. Так, Тянь-Шань - горный массив, носящий теперь китайское название, при хуннах назывался Тянри-Таг. По сути, Тянь-Шань и есть перевод этого названия, означающее Небесная гора. Да, кстати, высшая точка этой горы и сейчас носит уйгурское название Хан-Тенгри. Алтайские горы уйгуры называли Алтун-таг (Золотая гора).
Нельзя, конечно, однозначно утверждать, что Огузхан был только примирителем и объединителем одноязычных с уйгурами народов Степи. Дальнейшие его военные действия по покорению Южной Сибири, Дальнего Востока, а затем и Средней Азии, безусловно, были завоевательскими, он покорял другие народы и государства силой оружия. Если Огузхан однозначно не превратился в восточного деспота, то лишь потому, что он не являлся абсолютным монархом по закону, ограничивался в правах и не мог решать самые насущные проблемы страны без согласия и одобрения совета, куда входили местные правители, старейшины и вожди племен.
- Миргиястин Джалалович, “Огузхан” - первая книга об уйгурском хане, написанная Вами на основе древнекитайских источников. Книга посвящена жизнедеятельности Огузхана от юношеского возраста до его кончины. А что было дальше? Последует ли продолжение?
- “Огузхан” - это первый том. Надеюсь, здоровье мне позволит написать второй том - о потомках Огузхана, продолжателях его дела. Я обратился к истории, потому что история - это наши корни, основа нашего самосознания. Любой уважающий себя человек должен знать историю своего народа, пройденного им тернистого пути, своих героев, отдавших жизни на благо и процветание своего Отечества. Как иначе, мы ведь не манкурты, не знающие своего родства.
Справка “НП”
Миргиястин Джалалович Якупов - писатель, юрист-правовед, полковник.
Родился в 1926 году в селе Курам бывшего Чиликского, ныне Енбекши-Казахского района Алматинской области. Окончил Высшую школу КГБ СССР в городе Москве (1962-1967 гг). Более тридцати лет служил на оперативных и руководящих должностях в контрразведовательных подразделениях МВД - КГБ Казахской ССР. Участник ВОВ. За боевые заслуги и безупречную службу награжден восемнадцатью правительственными наградами.
После ухода на заслуженный отдых занимается литературно-творческой деятельностью. В печати опубликованы очерки, посвященные современникам Миргиястина Якупова, чекистам-разведчикам, совершившим подвиги в тылу врага в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг). В 2004 году вышла его книга “Кульджа - город торговый”. |