|
Назир Торекулов стоял у истоков становления казахской государственности в начале ХХ века. Один из самых образованных людей своего времени. Наряду с тюркскими языками владел арабским, персидским, французским и немецким. Он уроженец Южного Казахстана
После обучения в медресе Коканда продолжал получать образование в русско-туземной школе, потом поступил в коммерческое училище, после чего учился на экономическом факультете Московского коммерческого института.
Трудовую деятельность начал инструктором “Земсоюза” под Минском, занимал высокие руководящие посты. В 1928 году назначен главным консулом СССР в Саудовской Аравии, позже Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Саудовской Аравии. Послом он служил 8 лет, по тем временам - срок рекордный. В июле 1937 года арестован как враг народа. 3 ноября того же года приговорен и расстрелян. Его имя было забыто, как имена многих других лидеров эпохи. Спустя годы Назир Торекулов был реабилитирован в памяти народа.
Некоторое время назад я познакомился в Шымкенте с Ибраем Смаиловым. Тогда он и поведал свою историю, связанную с именем Н.Торекулова. Впервые о Торекулове молодой Ибрай услышал в 1964 году от дальнего родственника, восьмидесятилетнего Искака Садуова. Аксакал рассказал: “В свое время я отсидел в тюрьме шесть месяцев за то, что назвал себя родичем Торекулова. Может быть, и к лучшему, что ты до сего дня ничего о нем не знал. Если было бы иначе, ты вряд ли получил образование”.
В 1995 году Ибрай Смаилов возглавил Фонд имени Н.Торекулова. В результате деятельности фонда именем Назира Торекулова названа улица в Шымкенте, одной из средних школ города присвоено его имя. Проводились научные конференции, посвященные его деятельности, изданы книги.
Больше всего Ибрай Смаилов мечтал найти дочь Назира Торекулова.
В мае 2002 года Ибрай поехал в Саудовскую Аравию с целью получше узнать о посолькой деятельности Н.Торекулова. В городе Эр-Рияд он познакомился с Маджитом Ат Турки - советником министра по религии Королевства Саудовская Аравия. В разговоре Смаилов упомянул о своих поисках дочери Н.Торекулова. Тогда Маджит Ат Турки сообщил ему, что он лично знаком с Анель, дочерью Торекулова, и что несколько лет назад был у нее дома. И тут же позвонил по телефону в Москву Анель Торекуловой. Через двадцать дней, 29 мая, Ибрай Смаилов уже был в Москве и рассказал о знакомстве с дочерью Торекулова:
- Анель Кокошвили (фамилия мужа) не приняла меня, не поверила, что я родственник ее отца. Наверное, сказались воспоминания о тех трудных временах, когда ее отец был расстрелян как враг народа. Я к этому отнесся с пониманием, ведь мое появление для нее было полной неожиданностью. И через некоторое время мое терпение было вознаграждено.
После долгих часов общения, в ходе которого я показал ей различные документы, она признала во мне своего родственника и многое поведала об отце. Как выяснилось, Анель Назировна в то время жила с женщиной, которая ухаживала за ней. И свою квартиру завещала ей.
Я приходил каждый день к Анель, приносил самые необходимые продукты. Со временем я высказал ей мысль о том, что на стене дома, где жила их семья, мы хотели бы установить мемориальную доску с портретом и памятной надписью об ее отце. На что Анель Торекулова ответила: “Нельзя только моему отцу устанавливать памятную доску. Многие, жившие в этом доме, тоже были расстреляны, поэтому должны быть упомянуты имена всех”.
Весть о том, что нашлась дочь Назира Торекулова, стала сенсацией в Казахстане.
С именем “Ќнел” (ќн - песня, ел - страна) Назир Торекулов передал дочери любовь к родине. Анель Назирова выразила желание приехать в Казахстан, посетить местность Кандоз вблизи города Туркестан, где родился ее отец.
К сожалению, этому желанию Анель не суждено было сбыться. Дочь Назира Торекулова скончалась 22 февраля 2003 года в Москве. В соответствии с завещанием Анель Назировну Торекулову похоронили на родине отца - в городе Туркестан, по мусульманскому обычаю.
Через некоторое время, как бы выполнив свою историческую миссию, ушел из жизни и Ибрай Смаилов.
Когда я узнал о его кончине, то сразу подумал о рисунках, выполненных руками Назира Торекулова, которые передала ему Анель Назировна. Что с ними стало? Недавно узнал, что 10 рисунков Н.Торекулова, а их было больше, приобрел Южно-Казахстанский областной музей жертв политических репрессий у частного лица Сарсенбека Сахабата, и в настоящее время они находятся в фонде этого музея.
Рисунки нарисованы простым карандашом, пером и чернилами на листках ученической тетради. Они очень профессиональны, некоторые подписаны автором.
Когда и каким образом Назир Торекулов научился так мастерски рисовать - до сих пор остается тайной.
Исполнительский уровень автора подталкивает на мысль, что Н.Торекулов рисовал очень много. И вполне вероятно, что он продолжил это любимое занятие и в Саудовской Аравии. Полнее раскрыть загадку Торекулова-художника предстоит ученым-исследователям.
Бердалы Оспан, Шымкент |