|
Махаббат Узакова На днях на сцене “Астана Опера” прошел бенефис - празднование юбилея легенды оперной сцены. Народной артистке Казахстана, лауреату Государственной премии СССР и Казахской ССР, профессору Казахской государственной консерватории, Герою Социалистического Труда, кавалеру двух орденов Ленина, актрисе, педагогу Бибигуль Ахметовне Тулегеновой исполнилось 90 лет. Пение - это ее призвание. Ее жизнь. И неиссякаемая любовь
На сцене “Астана Опера” в программе вечера прозвучали романсы, народные песни, оркестровые сочинения, арии из опер казахстанских и зарубежных композиторов. Настоящим подарком для публики стало выступление Бибигуль Ахметовны, обладательницы яркого лирико-колоратурного сопрано. - Бибигуль Ахметовна, давайте вернемся на много лет назад, к истокам. С чего вы начинали? - Петь я начала рано. С первого класса пошла в художественную самодеятельность. Была активисткой и общественницей - отчаянной девчонкой. Могла и пошалить, и с мальчишками подраться. Иногда приходила домой вся измазанная чернилами. Но когда прекращались забавы, отец ставил меня на табурет - импровизированную сцену - и слушал мои песни. Еще в те годы он говорил маме: “Вот увидишь, наша дочь станет великой певицей”. В жизни мне пришлось нелегко, но его слова сбылись. Можно сказать, что я прошла все от и до. Отца вскоре не стало, его расстреляли в 37-м году. В двадцать пять лет нас у мамы на руках осталось семеро - все мал-мала меньше. И вот чтобы хоть как-то помочь семье, с 13 лет я пошла работать на лесотарный завод. Через два года стала помощницей киномеханика, а к 17 годам меня направили в жестяно-баночный цех при мясокомбинате города Семипалатинска. Думаю, работница из меня была никудышная. На конвейере перед собой ставила жестяной зеркальный лист и “репетировала”: крутилась, танцевала, пела, да так, что на линии постоянно шел брак. Наш начальник цеха Игорь Анатольевич Лебедев, слушая меня, все восклицал: “Заберите от меня эту артистку!” - Его слова оказались пророческими? - Да, вскоре так оно и вышло. Семипалатинский горком ЛКСМ Казахстана решил направить меня в Алма-Ату на прослушивание. Первый раз в жизни я ехала на поезде. За окном мелькали столбы, я ночь не спала, все смотрела, куда уходят провода. Телеграфные столбы тянулись в бесконечную даль, а мне так хотелось узнать, куда они ведут. В свои 18 лет я была как ребенок, и со мной случались одни недоразумения. В дороге я потеряла билет, и ревизоры едва не сняли меня с поезда. Наконец, я приехала и, удивительно, сразу попала на празднование Дня Победы. До сих пор я помню это событие в мельчайших подробностях. Откуда-то раздавались выстрелы. Вначале я опешила, подумала, пальба какая-то, но после, когда миллионы цветных брызг рассыпались вокруг дождем, поняла, что это и есть салют. А на прослушивании у меня вдруг пропал голос, сказалось то, что я всю ночь напролет простояла у открытого окна. Так, испытав судьбу, вернулась я домой ни с чем. Зато со справкой, которая в течение года запрещала мне петь. По натуре я боец, но без поддержки моих первых педагогов, добрых людей я бы не смогла преодолеть все трудности.
- Бибигуль Ахметовна, кто бы вас ни встречал, всегда замечает улыбку. Значит ли это, что вы всегда в хорошем настроении? - Конечно, нет. Порой бывает даже очень тяжело. Но я никогда не позволяла себе расслабляться. Для людей я всегда веселая. Пусть лучше они видят меня жизнерадостной. А то, что у меня внутри, в душе, - это только для меня, оно неприкосновенно. С этим я справлюсь сама. - Вы часто бываете в разъездах, среди людей. Но, несмотря на это, когда остаетесь одна, вам не бывает одиноко? - Нисколько. Я обожаю одиночество. Несмотря на то, что основная жизнь прошла “на колесах”, я люблю возвращаться домой. Это единственное место, где я могу быть просто человеком. Позволить себе расслабиться. Сидеть в комнате мне доставляет удовольствие, я собираюсь с мыслями, готовлюсь к выступлению и в эти часы не хочу, чтобы мне кто-то мешал. Уходя со сцены, я становлюсь, как все. В жизни я земная. - Вы многого добились в жизни. Почти 40 лет преподаете вокал в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы... - Профессия артиста - это на всю жизнь. Мы должны над собой работать, чтобы люди нам поверили, смогли понять и полюбить. Даже работая со студентами, я многого достигла: глядя на них, исправляла свои ошибки. Поэтому можно сказать, что каких-то вершин я достигла, но знаю и верю, что полностью себя еще не исчерпала. Популярность пришла ко мне, когда я была солисткой радио. Все высокие почести я получила от концертно-камерной и оперной деятельности. Хотя по званию я генералиссимус, но по характеру - солдат. Люблю исполнять, а не руководить.
Справка “НП” Бибигуль Тулегенова родилась 16 декабря 1929 года в Семипалатинске. В 1954-м окончила консерваторию в Алма-Ате. В 1954-56 и с 1971-го солистка Казахского театра оперы и балета, в 1956-71-м - Казахской филармонии. Театральные работы: Снегурочка (“Снегурочка” Римского-Корсакова), Виолетта, Джильда (“Травиата”, “Риголетто” Верди), Розина (“Севильский цирюльник” Россини), Норина (“Дон Паскуале” Доницетти), Кыз-Жибек (“Кыз-Жибек” Брусиловского), Гульбаршин (“Алпамыс” Рахмадиева), Енлик (“Енлик-Кебек” Жубановой). Премии и награды: Государственная премия Казахской ССР имени Куляш Байсеитовой, Государственная премия СССР, Герой Социалистического Труда, два ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени, орден Отан, личный Золотой знак Президента Республики Казахстан, “Человек года” в номинации “За вклад в музыкальное искусство Казахстана”, независимая общенациональная премия “Тарлан” (“За вклад” в разделе “Музыка”, “Клуб меценатов Казахстана”, личная звезда на Аллее звезд Казахстана, Межгосударственная премия “Звезды Содружества” в области гуманитарной деятельности, почетный гражданин Астаны, почетный гражданин Восточно-Казахстанской области, почетный гражданин Алматы. |