|
Галина Галкина
Иван Павлович Щеголихин - писатель, патриот и государственник. Он убежден, что гражданин общества обязан быть его созидателем. Нельзя “выезжать” за чужой счет. В свое время писатель приветствовал перестройку и наступившие перемены. Однако последующие события - развал Союза, рыночные реформы и утвердившаяся циничная власть денег - вызвали у него глубокие разочарования, что нашло отражение в книгах. На недавнюю встречу с Иваном Павловичем Щеголихиным собрались не случайные люди. Они не только читали его произведения, но и сверяли по ним все эти годы общественный и политический климат в стране и в мире
- Когда-то День книги в Алма-Ате был повсеместным, с эпицентром праздника в Парке Горького. Всегда было много людей - просто толпы... У меня сохранились фотографии. И это было нормальным явлением. Сейчас говоришь с тоской о том, что было и прошло... Писатель потерял себя в этом невнимании. Сейчас романсы, в прямом смысле, с экранов поют финансы, ибо финансы стали основной ценностью ... Эти материальные проблемы сегодня на первом месте.
- Правда ли, что “Поэт в России - больше, чем поэт”... И в любой другой стране?..
- Поэт не может быть больше поэта. Что такое Пушкин без своих стихов? Или Цветаева? Достоевский - без своих романов? Это заурядные, глубоко несчастные люди. Поэзия, литература в них прежде всего. А лозунг прозвучал в шестидесятых годах, когда появились диссиденты, отъезжающие за рубеж. Они ходили по Москве, собирали подписи для выезда в Канаду, Израиль, США: если ты - прославленный советским режимом поэт, литератор, то ты “больше, чем поэт”. Пастернак категорически отказывался в свое время подписывать такого рода прошения, поэтому получил прозвище “Гениальный дачник”. Возмутительно, конечно... Формула “Поэт в России - больше, чем поэт” ходовая. Но поэт превыше всего...
|
Творческое объединение “Слово” решило устроить праздник любимому писателю: для него в этот вечер пели, зачитывали страницы из его романов, ему посвящали стихи и признавались в любви. |
- Иван Павлович, книга трансформируется сегодня, и нет у нее былой популярности... Как Вы к этому относитесь?
- Появилась альтернатива у классической книги, книги библейского облика, у книги как таковой - с обложкой, страницами... Возникли аудио- и интернет-книги. И это не просто временное явление. Мне слегка непривычно. Хочется побрюзжать, защитить прежний вариант. Но я волей-неволей, особенно под воздействием своих друзей, по советам близких людей, стал присматриваться к новому формату... Конечно, я подключен к Интернету. У журнала “Простор” тираж 1000 экземпляров, и читают его не все. Но благодаря тому, что “Простор” имеет свой сайт, аудитория его многократно увеличена. У меня были там опубликованы воспоминания, дневники (70-80-е годы). Они получали отзывы из Кельна, Москвы, Новосибирска, Южной Кореи - отовсюду, где живут алматинцы. Люди находили “Простор” по Интернету и читали мои вещи с экрана. Теперь и по сотовому телефону можно читать, молодежь знает... В Москве был создан огромный сайт Александра Солженицына. Ведь кроме “Архипелага Гулага”, “Одного дня Ивана Денисовича”, у писателя гораздо больше неизвестных работ, - по объему и значению - чем опубликованных. И все это теперь можно найти на сайте. Появился новый вид книги, и можно пожелать ей успеха.
- Как Вы сегодня видите судьбу литературы в Казахстане, России, мире? Она одна или разная?
- Сейчас я, к сожалению, мало читаю. Читать приходится с лупой - во фрагментах, отрывках... В общем, скучно... Журналы читать просто невозможно. Все журналы сегодня рухнули. В бывшем СССР журналы были чрезвычайно популярны. У “Нового мира” тираж составлял около миллиона экземпляров. Свой первый роман “Снега метельные” я напечатал в журнале “Октябрь” в 1960 году. Каждый журнал читался, передавался... Все померкло. Чем это объяснить? Оскудением литературы? Можно и так сказать... Но причины внешние. Если я скажу, что причина в демократии, мне возразят, что не в ней дело. Однако: “Была диктатура, была литература. Пришла демократия - исчезла литература”... Что плохо? Я не могу сегодня назвать имена пятерых писателей. Нет в голове, на слуху, в эфире... Может быть, к моему стыду...
- Вы пересказываете свои сны. Какую роль сновидения играют в жизни человека? Были ли у Вас сны, которые влияли на творчество?
- Есть вещие сны у некоторых людей. Они материальны, обусловлены особой эмоциональностью, впечатлительностью человека, даром предвосхищать завтрашние события. Я знаю таких людей. Особенно это проявлялось в лагере, где высоко напряжение и ожидание: “А что будет завтра?” У людей повышалась способность к восприимчивости будущего. Сны там были вещие, но не у всех. Придавалось огромное значение тому, увидишь ли ты церковь перед судебным днем. Когда следствие закончено, надо подписать статью 206 и ждать суда... И я перед судом увидел церковь! Основания для освобождения были. Но, увы, получил 8 лет...
- Есть ли доступ творческого человека, поэта, писателя к читателю? Есть ли у него возможность обнародовать свои произведения?
- Сегодня человек творческий не в состоянии выражать себя полностью, он ощущает свою невостребованность. И эта невостребованность губит людей. Не только в искусстве, но и в других сферах, в технической, например. Изобретатели также не могут реализовать себя. А если ты заплатишь, то пройдешь - со стихами, с изобретениями, идеями... Но, даже если стихи опубликуешь, они потом лежат. Потому что нет литературного процесса в странах. Мне горько за тех талантливых молодых людей, которые не могут себя реализовать и остаются непризнанными.
- В 2008 году словом года стало слово “кризис”. Как кризис, по-Вашему, отразится на людях?
- Могу посоветовать быть осмотрительнее во всех своих делах, в денежных тратах. Кто уравновесит возможности разных людей в единой стране? Спасение от кризиса - только в государственном масштабе. Время тяжелое. Будем внимательны друг к другу, осмотрительны в тратах, более ответственны, прекратим все свои вольности, загулы-разгулы, которые нам подарила демократия.
- Должен ли литератор участвовать в политических дебатах? Как писатель может повлиять через политику на жизнь людей? Зачем вам политика? Лучше бы писатели писали больше хороших книг, а то от детективов и пошлятины уже тошнит.
- Я не мыслю активного гражданина вне политики. Начнем с Аристотеля, который сказал: “Служение государству есть не рабство, а спасение”. Потрясающе! Это 300 лет до нашей эры! Политика в моем представлении в нашем многонациональном государстве - это высочайшее, тончайшее искусство жить вместе. Работать, помогать друг другу, видеть нужду других, понимать другого. И если человек не хочет участвовать в этом процессе, - “жить вместе” - то он иждивенец, хочет спокойно прожить на чьей-то шее. Участвовать в политике должны все. Но болтовня на разных телеканалах на политическую тему бесконечно монотонна. Назвать это политикой я не могу. Будем жить вместе, стремиться к единству, особенно в критической ситуации.
- Готовится ли к выпуску полное собрание Ваших сочинений?
- Я особенно не горю стремлением к изданию, потому что оно будет лежать у меня на балконе. Работаю над книгой под названием “Благословляю все, что было”. Это о прошлом, о моей, нашей жизни. Блок писал: “Благословляю все, что было. Я лучшей доли не искал. О, сердце! Сколько ты любило! О, разум! Сколько ты пылал!” Это эпиграф к моей книге. Процитирую строки из стихотворения епископа Вятского Никандра “Ревнителю православия”: “Пока еще враг дожидает зари, пока не погасли совсем алтари, пока не свалился - иди, говори... Работы там много еще впереди... Иди и буди!” Такая задача!
“Цензура меня гробила, но не угробила, оставила жить дальше, словно бы для того, чтобы я образумился и убедился, - свобода слова есть главная причина...”
“Мы не просто старые, черт побери, мы прежде всего бывалые, все испытавшие и познавшие, работящие и надежные, прошедшие огонь и воду и медные трубы. И сегодня только там нормально идут дела, где еще трудятся люди нашего поколения. Мы не свидетели прошлого, мы творцы социализма, вот наш статус”.
Иван Щеголихин
Справка “НП”
Иван Павлович Щеголихин родился в 1927 году в Кустанайской области. Окончил медицинский институт. Член Союза писателей СССР с 1958 года.
Известны его романы и повести: “В одном институте”, “Храни огонь”, “Дефицит”, “Не жалею, не зову, не плачу”, “Машина бремени”, “И снова утро”, “Пятый угол”, “Слишком доброе сердце”, “Снега метельные”, “Шальная неделя”, “Должностные лица”, “Желтое колесо”, “Хочу Вечности”, “Холодный ключ забвенья”, “День Лазаря” и другие.
Около 20 лет (с перерывами) был членом редколлегии и завотделом прозы в журнале “Простор”, откуда пять раз увольнялся “по собственному желанию”. Перевел на русский язык произведения многих казахских писателей.
Иван Павлович активно участвовал в политической жизни, был членом Национального совета при президенте Республики Казахстан, депутатом Верховного Совета, сенатором парламента Республики Казахстан. |