ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Легенда по имени “отец“ Люди

Для зрителей Нурмухан Жантурин, 80-летие которого отмечали в минувшем году, был кумиром, любимейшим актером театра и кино. Легенда его творчества вобрала образы театральных и киногероев - Чокан Валиханов на сцене и в кино, Абакир (“Зной”), Бейбарс (“Султан Бейбарс”), Мольер, Доктор (“Всеми забытый”), Макбет, Аблайханов (“Конец атамана”), уже названные герои казахской классики, Четвертый (“Четвертый” по К. Симонову), Яго, Мырзагали (“Белая аруана”)...
Для дочерей, Бахыт и Жанны, он был не только горячо любимым отцом, но и легендой. Они жили рядом с ним в атмосфере творчества. Уже зрелыми людьми в книге “Я - актер, я - человек, высшее достижение Создателя” Бахыт и Жанна Жантурины рассказали о своем отце


Бахыт Жантурина, филолог:
- Воспоминания - это нечто стройное, подвластное хронологии. У меня об отце нет ничего такого... Я не вспоминаю - он живет во мне каждый день, вспыхивая ярко то одним, то другим поступком. Он любил брать меня с собой на театральные репетиции и на съемки, хотя по всем законам бытия маленькая девочка в таких серьезных и нервных делах должна приносить только хлопоты. Тем не менее хлопот не помню. Зато помню другое...
...Скачут всадники перед кинокамерой. Но один привлекает к себе особое внимание. Не мое - всех, кто на него смотрит. А я непомерно горжусь тем, что у меня такой красивый папа и что он так ловко, как никто другой, умеет сидеть на лошади. Он сидел боком, и это было красиво. Кто-то говорил, что это - типичная посадка басмачей. Папа играл басмачей, не одного и не двух. А посадку в седле придумал он сам.
Он был слит с природой. О таких людях даже грех сказать, что они любят природу. Я думаю, что образы степняков удавались ему особенно объемными, глубокими и яркими, поскольку он постоянно чувствовал себя частью своей земли, к тому же обладал редким ощущением связи с космосом. Его самообразование шло прежде всего вглубь и ввысь. Он научил меня слышать и понимать природу - не просто ею любоваться. Мы много бродили по горам на съемках фильма “Канатоходцы”. Нельзя забыть впечатления от этой безумной красоты, которая, кажется, входит в тебя и превращает во что-то, не менее прекрасное. Никогда, ни разу не было у меня чувства маленького раздавленного громадой и таинственностью мироздания существа. Отец научил меня по-другому воспринимать мир и все живое.
В последних кадрах его коронного фильма “Султан Бейбарс” он идет по степи, срывает полынь, растирает в ладони и нюхает. Лицо его изменяется.
Для великого султана полынь, ее запах - возвращение к истокам, к корням, к родине. Для Нурмухана Жантурина - тема его творчества, точнее, одна из ведущих тем.
Задолго до съемок “Султана Бейбарса” мы с отцом оказались в степи. Летней. Раскаленной до бесцветности. В мареве, где ощущаются только солнце, бесконечность воздуха и простора и - никаких красок. Степь пахнет солнцем. Особенно пахнет солнцем полынь. Папа срывал траву и говорил мне: “Запомни этот запах”.
Теперь, когда смотрю на экран и вижу Бейбарса, разминающего стебель полыни в ладони, глаза отца говорят мне, лично мне и никому больше: “Запомни этот запах”.
 Он был настолько сыном родной природы, что в нашем городском обиходе не любил ярких одежд, броских красок. Мы, дочери, это знали и старались его не раздражать.
Брал он меня с собой и в театр. На генеральные репетиции и прогоны. При этом вполне серьезно предупреждал коллег: “Следите за ее реакцией - в ней отразится степень будущего успеха или неудачи”.
alt
Нурмухан Жантурин с супругой Маргаритой Иовлевой и дочерьми - Бахыт и Жанной
Жанна Жантурина, театровед:
- Получив суровое воспитание, в юности отец никогда не помышлял об актерских лаврах. Ему рано пришлось начать свою трудовую биографию. Но всю свою жизнь отец гордился тем, что в юности работал помощником оператора на нефтяной вышке и всегда настаивал, чтобы этот факт был отражен в его биографии.
И так уж случилось, что захотелось ему стать киномехаником. Приехал он в Алма-Ату, чтобы поступить в школу киномехаников. Здесь тогда работало театральное училище, и кто-то посоветовал ему пойти в артисты - уж больно внешность была привлекательной, больно бархатист был баритон, ставший со временем густым и низким, сильно рвался на волю темперамент потомка воинственного племени.
В 1952 году - окончание Ташкентского театрального института имени Островского и зачисление в труппу Казахского академического театра драмы, и сразу - ведущие роли, головокружительный успех, поклонники и поклонницы.
Помню, я уже студенткой театрального вуза смотрела премьеру “Жендеттер” (“Мольер” по Булгакову). Логика развития роли Мольера, которую играл Нурмухан Жантурин, вела зрительские переживания от очарования немолодым, талантливым, добрым и обаятельным человеком к сочувствию, горечи и состраданию его судьбе. Я обливалась слезами в финале спектакля от боли и бесконечной жалости. Мольер, униженный и растоптанный - его судьба была близка и понятна в контексте того, что я к тому времени знала о судьбах многих гениев.
Сколько раз он умирал на сцене и в кино! Сколько раз я видела стремление актера понять: как это происходит. Сколько раз пластика его героя, взгляд вопрошали: “За что? Почему? Неужели это конец?” И каждый раз актер играл иначе. Полковник Аблайханов тоже погибал от пули и тоже был бесконечно удивлен, но уходил не понимая, как бы остановившись, замерев в движении. Султан Бейбарс уходил вдаль по степи, познав все, он возвращался к истокам своего детства. Чокан Валиханов скакал на коне и исчезал в своей легенде.
Черты характера отца: гордость в сочетании с порядочностью и скромностью, непритязательность в быту и дотошность в работе, принципиальность в важных для него вопросах и мягкая уступчивость в мелочах - это часть его творчества и грани его дарования. Названное плюс яркая, запоминающаяся внешность, низкий бархатный баритон и божий дар - все вместе и составляет феномен личности актера Нурмухана Жантурина. А ваше личное отношение добавит красок в легенду о нем.
Подготовила Галина Галкина

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение