|
Галина Галкина
Сауле Рахмедова начинала карьеру балерины, когда пал великий и ужасный “железный занавес”. И перед девушкой открылся целый мир. Она уехала сначала в одну страну, потом в другую, чтобы танцевать. Это было 17 лет назад - возраст перестройки и независимости нашей республики.
Когда Марго Сапингтон делала первые шаги в балете, она не подозревала о существовании такой страны - Казахстан. Сегодня с коллегами из США и Казахстана она ставит балет “Тлеп и Сары-Кыз”, с Сауле Рахмедовой в главной партии
В январе состоится премьера балета “Тлеп и Сары-Кыз”. Балетмейстер-постановщик спектакля Марго Сапингтон, известный в США хореограф. Музыку к балету написал Алмас Серкебаев, живущий ныне в Америке. Проект финансирует Сапар Искакович Искаков, предприниматель из Астаны. Ему принадлежит сама идея балета, созданного по семейной легенде в память славным предкам.
Сауле Рахмедова, прожив в США почти 10 лет, сегодня возвращается на Родину.
Сауле и предложила для постановки международного спектакля блестящего хореографа-постановщика.
Марго - жительница Нью-Йорка. В прошлом она - солистка балета. И уже много лет имеет постоянные ангажементы всех балетных трупп США и Европы. Марго приглашают как балетмейстера-постановщика.
Художник по костюмам в новом балете также из США: швейцарская канадка Кристина Жюли - подруга и коллега Марго Сапингтон. Художник по декорациям, Эрнст Гельдербрехт, уже побывал в Казахстане 30 лет назад, он работал в Оперном театре Алматы, ставил балет Алмаса Серкебаева “Аксак Кулан”. Коллектив получился творческий и очень дружный, все понимают друг друга с полуслова.
Сауле Рахмедова в 1988 году стала первой “Мисс Алма-Ата”, а в 1989 году - первой “Мисс Казахстан”. Находилась за пределами Казахстана почти 20 лет. Сначала жила в Германии, потом перебралась в США, где провела почти 10 лет: работала в балете Оrlando Ballet Company, а затем стала ведущей балериной в New Jersey Ballet Company, что близ Нью-Йорка. Часто бывала в Казахстане в качестве приглашенного артиста. Два года назад получила звание заслуженного деятеля искусств РК. Руководила некоторое время в Астане балетной труппой, затем вновь поехала в США, где была работа.
Сауле Рахмедова планирует остаться в Казахстане. Возраст у балерины по профессиональным канонам - пенсионный.
- Но именно сейчас я чувствую, что наступил момент расцвета. Я полна сил и творческого вдохновения.
С нынешнего сезона Сауле приступила к работе в балетном коллективе ГАТОБ имени Абая. Сауле вернулась на Родину еще и для того, чтобы почаще бывать с мамой.
- Я все эти годы уделяла ей недостаточно времени и внимания. Теперь хочу это восполнить, быть рядом с ней. И в профессиональном плане хотелось бы спокойно осесть на одном месте. Я уже устала ездить из одного конца света в другой. Хочу поблагодарить дирекцию Оперного театра за оказанную поддержку в осуществлении нашего проекта. Хочу выразить личную благодарность директору Ержану Ахметовичу Абдрахманову за оказанную им поддержку в сложный для меня период. А также за поддержку со стороны Министерства культуры.
Марго Сапингтон находилась в Алматы четыре месяца, готовя балет. Работа для нее привычная. А вот нашей балетной труппе пришлось непросто: пластика оказалась новой, далекой от той классики, которую впитали танцоры со своих самых первых классов. Неоклассика, модерн требовали определенного напряжения.
Марго Сапингтон родилась в Техасе, там изучала балет.
- Первый урок танца получила от путешествующего учителя, который ездил по штатам и преподавал свое искусство. Я держалась за стул, потому что не было станка, и делала первые балетные движения.
Когда ей исполнилось 17 лет, была приглашена в Джефри-балет в Нью-Йорке. В то время в США было всего три ведущие балетные компании: New-York City-Ballet - балетная компания Баланчина, первая компания в стране, где выступали Барышников и Макарова, а также ABT - American Ballet Theater и Джефри-балет.
В 21 год Марго приступила к работе хореографа. И она поняла, что именно это и должна делать в жизни:
- Вот мой путь, мое призвание. Этому невозможно научить. Если есть дар, то он проявляется. Так же, как в профессии учителя: если есть дар педагога, то ты сможешь учить людей.
- Как складывается работа? Нравится ли Вам наша труппа?
- Люблю приключения и трудности. Я знала, что подготовка казахстанских танцовщиков будет очень хорошей, что они имеют отменную русскую классическую школу. Большинство учителей современных танцовщиков - из Ленинграда, Москвы, прошли школу Большого театра.
Однако хореограф из США столкнулась с тем, что танцовщики, которые выросли на классической школе, не знали какие-то движения, используемые в современном балете, никогда не танцевали то, чему учит Марго.
- Балерины из труппы были буквально в шоке: я просила их завернуть ноги вовнутрь, они же привыкли к выворотности ног... Их мускулы отказывались выполнять новое, потому что существует мышечная память, которая автоматически ставит в привычную позицию.
Когда я работаю, то понимаю, что есть ограничения - до какой степени могу заставлять людей что-то менять. Должна принимать во внимание, что танцоры воспитаны на классической школе. И стараюсь на определенной грани сочетать новое с классическим, чтобы не навредить людям. Я не могу прийти сюда и делать что-то совершенно чуждое, инопланетное.
Наиболее значительная работа Марго Сапингтон - балет, навеянный творчеством Родена. С этой постановки и началась известность Марго в США и странах Европы - в Тулузе, Париже, Каракасе, Венесуэле. И всюду ее балет имел оглушительный успех. В Филадельфии, столице штата Пенсильвания, спектакль вызвал восторг граждан. Именно в Филадельфии есть единственный в мире Музей скульптур Родена.
- Имеются ли в США звания, подобные нашим, - “Заслуженный деятель искусств”, “Народный артист”?.. Удостоены ли Вы какого-то национального звания?
- Я - просто Марго. Однажды позвонила в авиакомпанию, чтобы заказать билет. Назвала свое имя, фамилию. И вдруг служащий с удивлением меня спрашивает: “Та самая Марго?”
- Это и есть народное признание, так что Вас можно назвать народной артисткой США...
Марго, как Вы отнеслись к победе Барака Обамы? Нынешние выборы в США - событие, которое вызвало интерес во всем мире.
- Я была так счастлива, что победил Барак Обама... Если бы победил Маккейн, я бы уехала из страны. Обычно американцы пассивно относятся к выборам, они просто не идут голосовать, 40 процентов населения не участвуют в выборах. Американцы даже не понимают, что в некоторых странах у людей нет такого права. В этом году были наиболее активные выборные кампании. Я три часа стояла в очереди, чтобы отдать свой голос. Это исторические выборы. Неважно, кто голосовал за или против Обамы... Все имели свое мнение о кандидатах и хотели его высказать.
Марго живет в Нью-Йорке, когда у нее есть работа. Отдыхает она дома, на ферме в штате Нью-Йорк, где есть сад, овощи, фрукты, куры, пчелиное хозяйство.
- Иногда я - прима-балерина, иногда копаюсь в земле, как простая фермерша, выращиваю свои помидоры и капусту. Пчелами и курами занимается муж. Я занимаюсь только садом и с удовольствием ем домашние яйца и мед.
- Марго, об американцах сложилось определенное мнение в мире, так же, как о французах, немцах, русских... А что Вы думаете о своих соотечественниках? Разделяете мнение, что кроме работы и дома их ничто не интересует?
- Америка - страна эмигрантов. Ее населяют люди разных этнических и конфессионных групп, каждая из которых привносит что-то свое. Многие эмигранты, представители разных религий, в целом повлияли на общественный климат США, сделав американцев как нацию - консервативными, пуританами... Именно от религий идут каноны и догмы, которыми руководствуются американцы: “Нужно делать именно так, а не иначе!” Это отражается на обществе в целом. Если и возникла негативная репутация об американцах, то именно поэтому. Некоторые американцы выступают проповедниками своего образа жизни, создавая плохой имидж своей стране. Нужно уважать чужую жизнь, мы не должны диктовать что-то другим людям. Что я думаю об американцах? Они очень наивные. Живут своей жизнью и не хотят знать, что происходит в мире. У рядовых американцев большой интерес к ТВ-шоу, к новым программам, им чрезвычайно интересно, что написано в глянцевых журналах, что носят звезды, что с ними происходит...
- В таком случае мы становимся похожими на американцев...
- О, это самая плохая вещь, которая была экспортирована с Запада, помимо Макдональдса... К сожалению...
- Каковы Ваши впечатления от пребывания в Алматы - от города, общения с людьми?
- Самые приятные. Люди здесь всегда рады тебя видеть. Я чувствую себя в Алматы в безопасности.
- Вас не пугает безумное движение на наших дорогах? Наши пешеходы не чувствуют себя в безопасности...
- Я - нью-йоркер, родилась и выросла в Нью-Йорке, а для нас ничего не страшно. Мы - самые смелые люди в мире.
- Тогда чего Вы все же опасались, отправляясь к нам?
- Не думала, что здесь будет столько свежих овощей. Ожидала, что придется есть одно мясо. Мне сказали, что в Казахстане с утра и до вечера едят только мясо. Но здесь множество салатов, свежая рыба, фрукты, овощи... К тому же у вас очень вкусная национальная еда: шашлык, манты, бесбармак.
Благодарю за помощь в проведении интервью в качестве переводчика
Ирину Серкебаеву
Хочется поздравить!
Сауле Рахмедова:
- С Новым годом! Здоровья, успехов! Желаю всем нам, чтобы, несмотря на сложные обстоятельства, мы преодолели трудности. Пусть будущий год принесет вам счастье и процветание. Ходите чаще в театр, наслаждайтесь искусством. Ведь мы, артисты, музыканты, всей душой стремимся доставить вам радость.
Марго Сапингтон о балете “Тлеп и Сары-Кыз”:
- Откройте ваши сердца, ваши глаза. Не пытайтесь анализировать, не стремитесь догадываться: что бы это значило? Дайте действу охватить вас целиком. И потом прислушайтесь к своим чувствам! |