|
В Москве на прошлой неделе состоялся XI Евразийский телефорум, который проходил под девизом “Расширение территории сотрудничества”. С каждым годом расширяется состав стран-участниц и персоналий-участников. Сейчас в корпоративных членах Евразийской академии - 70 компаний. И это ведущие каналы и холдинги Евразии. Евразийский телефорум - не только художественное мероприятие. Это построение культурных и деловых мостов между людьми, компаниями, странами
На форум приехали гости из 20 стран - профессионалы ТВ и РВ Австралии, Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Грузии, Израиля, Индии, Ирана, Канады, Китая, Латвии, Литвы, Малайзии, Узбекистана, Украины, Таджикистана, Чехии, Франции и России. На XI Евразийском телефоруме присутствовала представительная делегация из Казахстана.
В рамках телефорума прошли дни Казахстана и Китая. Казахстан представлял свой информационный мир, телевизионный мир, свое видение создания общего информационного пространства с Россией. День Казахстана открылся пресс-конференцией “Россия - Казахстан: перспективы сотрудничества медиа-профессионалов”, на которой выступили посол Казахстана в России Нуртай Абыкаев, президент АО “Казахфильм” Ермек Аманшаев и руководитель проектов общественного фонда “Информационно-аналитический центр “Business Resource Central Asia” Анатолий Ожередов.
В программе Дня Казахстана приняли участие наши отечественные телеканалы “Казахстан” и “Хабар”, были продемонстрированы фильм режиссера Ардака Амиркулова “Прощай, Гульсары!” по одноименной повести Чингиза Айтматова, картина Рустема Абдрашова “Подарок Сталину”, ставшая фильмом открытия Пусанского кинофестиваля в Южной Корее, и фильм “Тюльпан” Сергея Дворцевого, представленный в числе 10 игровых фильмов на последнем Каннском фестивале. Главное мероприятие телефорума - творческий конкурс телефильмов и телепрограмм, на котором в этом году было представлено более 300 работ в 13 номинациях.
Президент Евразийской академии телевидения и радио Олег Попцов традиционно открывал XI Евразийский телефорум, основная тема которого - торжество правды и ответственность СМИ перед обществом:
- Правда есть истинный смысл нашего существования. Правда должна быть на телеэкранах, в радиоэфире и на страницах газет. Правда - основа морали, нравственности. Без нее совесть человеческая существовать не может. Поэтому всякий художник только тогда художник, когда он совестлив.
Перечисление фактов не делает правду, а правду делает истолкование правды - только тогда правда лечит. Истолкование - не значит обман, а просто правильное понимание: для кого, как и когда. Владеть этим - это и есть высшее мастерство.
Когда журналистика становится товаром, самое тяжелое испытание переживает правда. Это самое главное. Конечно, в драматическом положении оказывается совесть журналиста. Сегодня проблема №1 - это интеллектуальный ресурс общества. Новое развитие всегда требует концептуального образования и просвещения, заостренных на это развитие. Наращивает ли телевидение этот ресурс или, наоборот, уничтожает?
Косвенно интеллектуальный ресурс связан и с героем нашего времени. С российских телеканалов исчезли ученые, металлурги, крестьяне, актеры (а не участники шоу-программ), режиссеры, врачи. Мы должны осознанно вернуть их обратно. Вспоминается история начала девяностых годов. В службу информации телеканала “ТВ Центр”, который я тогда возглавлял, позвонили из Алтайского края и с радостью сообщили, что у них открылся родильный дом. “Ну и что? Вот если бы он сгорел, это было бы сенсацией”, - ответила сотрудница службы информации. Вот такое мироощущение.
Российское телевидение до сих пор не умеет показывать положительное, оно сразу превращается в официоз: один начальник сменяет другого, с экранов не уходят президенты, премьеры, губернаторы и вице-губернаторы. Однако необходимо понимать, что человека воспитывает не момент триумфа, а изнурительный путь к нему. Тогда и позитив становится интересным.
Сейчас, спустя некоторое время после холодной войны, мы опять переживаем очень непростой период - время информационных войн. Мне известно, что американский президент дал отмашку на информационную войну в Интернете, в частности, с Россией. История южно-осетинского конфликта с грузинской агрессией показала, что наши оппоненты блестяще подготовили информационную кампанию. На форуме мы обратились к теме этого конфликта и роли СМИ в нем.
Важно сделать так, чтобы мировое сообщество узнало правду о произошедшем. От этого зависит развитие мира на земле. Это особенно актуально в свете того, что на повестку дня поставлен вопрос: быть или не быть ООН? Позиция России в этом вопросе известна: категорическое - быть.
Известна и позиция Соединенных Штатов Америки, заставляющих забыть о Ялтинской конференции. Россия и, на мой взгляд, Европа не намерены забывать о “Ялте”. Задача нашего телефорума - касаться современных проблем, отвечать им и отлаживать свою позицию.
Леонид Млечин - журналист, сопредседатель международного жюри XI Евразийского телефорума, академик Евразийской академии телевидения и радио:
- Когда все политики с таким наслаждением ссорятся и скандалят, Евразийский телефорум является редкой площадкой, где люди, презрев политические разногласия, могут встретиться для дружеского и профессионального разговора.
Генрих Юшкявичус, советник генерального директора ЮНЕСКО, вице-президент Евразийской академии телевидения и радио:
- Коммерциализация телевидения во всем мире привела к снижению интеллектуального уровня телепрограмм. Слово “рейтинг” загипнотизировало всех, оно служит бизнесу, но не телезрителю и радиослушателю. А ведь телевидение является самым дешевым и действенным способом поддержания образовательного и культурного уровня нации.
Отдельная проблема - насилие на ТВ. Его на российских каналах больше, чем где-либо еще. В некоторых странах есть ограничения на показ таких сцен, и тут нет ничего общего с ограничением свободы прессы. К моменту окончания школы американский ребенок видит по телевизору 11 тысяч убийств, а российский - 22 тысячи. В рамках Евразийского телефорума мы пытаемся решить эту проблему.
Андрей Демин - вице-президент ЕАТР, руководитель компании “Русский медиа-альянс” (главный медиапартнер XI Евразийского телефорума). Андрей Демин на телефоруме дал мастер-класс о формировании фирменного стиля телеканала:
- Телевидение как часть культуры общества оказывает значительное влияние на сознание. Оно также формирует систему ценностей и создает собственный мир. Телевидение в нашей стране сегодня не совсем отвечает требованиям развитого социального общества.
Я не питаю иллюзий, что мой учебный курс в рамках телефорума способен изменить ситуацию. Но я точно знаю, что со временем мы все придем к другому, более высокому качеству телевизионного контента, и я делаю все возможное для достижения этой цели. |