Галина Галкина
Участники XI Евразийского телефорума, который начал свою работу 5 ноября, съезжались в Москву со всех концов земли, чтобы развивать и крепить содружество государств и народов. В это же время к столице России подтягивались представители иных сообществ - чернорубашечники, участники “Русского марша”, он традиционно расчехляет свои знамена в День народного единства, 4 ноября. Таким образом, в аэропортах Москвы, на железнодорожных вокзалах в одной очереди стояли антиподы
Можно было видеть коротко стриженых, бритых парней в черном, они держались группами, были немногословны, изредка бросали колючие взгляды на стоящих в очереди.
Нас, участников телефорума из Казахстана, предупредили в гостинице представители принимающей стороны: “Не выходите из гостиницы хотя бы до обеда”. В лифте я услышала в свой адрес от постояльца гостиницы: “О, опять нерусские!” - он рассмотрел в моем лице азиатские черты.
Москва, где 4 ноября прошли сразу несколько “русских маршей”, в очередной раз содрогнулась от криков и лозунгов: “России - русскую власть! Это наш - русский марш! Москва - русский город!” С каждым годом митингующих все больше - от двух тысяч два года назад до шести в прошлом году. Раньше смутьянов не пускали в черту города.
|
В День народного единства омоновцев в городе больше, чем гражданских |
В этом году “Русский марш” прорвался в самый центр столицы. Единственный разрешенный марш организовал официальный националист Сергей Бабурин на набережной Тараса Шевченко. На Старый Арбат вышла колонна, числом не менее двух тысяч. Новый Арбат намертво перекрыл ОМОН. Молодежь в черном шла по брусчатке, ей противостоял заградотряд, который выполнял свою задачу: успокоить хулиганов, буйных усадить в кутузку. Арбат - прибежище искусства и торговли - превратился в арену боевых действий. Развевались имперские флаги, звучали “русские” речевки, наличествовали прочие атрибуты “русскости”. Молодые парни вскидывали руки в римском приветствии, скандировали националистические лозунги.
Стоило вглядеться в лица стриженых парней: казалось, это просто веселая толпа, идущая скорее гулять, чем громить. У арбатского “Макдональдса” митингующие попали в цепкие объятия ОМОНа.
|
Виртуоз Москвы в метро |
В обед Арбат стал очищаться от черного цвета. Кого-то повязали, остальные рассеялись по проулочкам.
Омоновские оцепления хранили как зеницу ока самое сердце Москвы - Кремль. Но и здесь было неспокойно. Один вид отрядов в милицейской форме заставлял думать, что День народного единства - праздник со слезами на глазах. У ГУМа иностранная парочка распахнула чемоданы на колесиках перед двумя милицейскими. Они, по инструкции, обыскивали объект, вызывающий подозрения. Вот молодого русского препровождают в кутузку на колесах. Вот у группы азиатов проверяют документы, требуют миграционные визы...
|
Реинкарнация вождя |
Новый российский праздник - День народного единства - отмечается уже три года. Он был установлен в 2004 году указом президента Владимира Путина. 4 ноября - знаковая дата в истории России. В этот день в 1612 году нижегородское ополчение под предводительством Минина и Пожарского взяло штурмом Китай-город и освободило Москву от польских интервентов. Событие считается окончанием Смутного времени, которое длилось около 30 лет. Теперь этот день стал символом единения народов России. По всей стране прошли праздничные митинги, шествия и концерты. Президент Дмитрий Медведев возложил цветы к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади.
|
Он - суров и неподкупен, она - в погонах и хороша... |
Но каждый раз горстки чернорубашечников демонстрируют свое несогласие - собственно с единством народов России. Идейные вожди вербуют в свои ряды молодежь, используя ее асоциальность, возрастную агрессивность. В рядах демонстрантов в основном молодые парни. Люди в городе смотрят на них без одобрения, как на злую потеху. Те, кто разделяет их националистические взгляды, могут примкнуть, шагнув с тротуара в ряды мракобесов.
|
Курды просят защитить своего лидера Оджалана |
Смутные времена девяностых минули... Но не отменить одним только указом президента о праздновании Дня народного единства самое тяжелое наследие экономических катастроф и кризисов - национализм, ксенофобию...
Москва
Фоторепортаж Аркадия Галкина |