|
Галя Галкина Однажды артист вступает на этот путь, который уводит из привычного формата существования на сцене, - ставит собственный спектакль. Ему приходится обнажиться перед зрителем, заглянуть в собственное сердце, создать собственную реальность... “Кража со взломом” - первая режиссерская работа яркого актера Государственного академического русского театра для детей и юношества имени Наталии Сац заслуженного деятеля РК Евгения Дубовика. Он дебютировал как режиссер в знаменательный для ТЮЗа год - юбилейный, когда театр отмечает семидесятилетие своей деятельности! И, между прочим, постановка стала первой в странах СНГ, поэтому спектакль “Кража со взломом” можно считать континентальной премьерой в нашем прославленном ТЮЗе!
Хотелось заглянуть за кулисы столь любимого театра, его Малой сцены, и узнать - каково это - поставить первый в своей театральной карьере спектакль - лирическую комедию. - Быть режиссером - это значит, иметь желание ставить спектакли. И тогда начинаешь думать, что нужно театру, что было бы интересно смотреть зрителю. Читаешь пьесы, и возникает замысел, как именно я бы поставил спектакль. На Камерной сцене алматинского ТЮЗа возникла традиция: люди особенно охотно приходят на комедии, хотя есть в репертуаре для этого зала и серьезные вещи. Именно поэтому начинающему режиссеру хотелось продолжить “линейку” комедий. Предварительно состоялось обсуждение, в котором создатели спектакля определяли жанр постановки. В результате получилась лирическая комедия с криминальным оттенком. Но все же за всей детективной оболочкой кроется любовь - вечная, великая и прекрасная. Барышня и хулиган, Бонни и Клайд... Киллер-пьяница и заботливая соседка... События происходят в Нью-Йорке, но криминальная любовь вполне могла случиться и в нашем городе. Тем, что эта пьеса появилась в Алматы, мы обязаны легендарному московскому переводчику Виктору Веберу. Лауреат премии “Странник” 1999 года Виктор Анатольевич перевел произведения Дина Кунца, Стивена Кинга, Ирвина Шоу, Гарри Гаррисона, Сомерсета Моэма, Брэма Стокера, Томаса Костейна, Роберта Сильверберга, Алена де Боттона, Клиффорда Саймака и многих других зарубежных авторов... Именно он первым прочел на английском языке книги культовых авторов, а потом перевел их для “своих” - читателей стран СНГ. В Государственном академическом театре драмы имени Лермонтова в Алматы идет в его переводе спектакль “Верная жена” Сомерсета Моэма. Московский переводчик побывал в Лермонтовке, пообщался с труппой, заглянул он и в ТЮЗ. После своего визита в Алматы Виктор Вебер стал присылать переведенные им пьесы заведующей литературной частью ТЮЗа Людмиле Мананниковой. Так и появилась в драматургическом портфеле театра пьеса “Кража со взломом” Вина Морреаля-младшего - американского актера, драматурга, живущего в Нью-Йорке, США. Писатель, режиссер, актер и преподаватель, он завоевал множество наград за свои сценарии, пьесы и документальные фильмы. Его пьесы ставились на сценах США и Канады. Как актер Вин появлялся в сотнях рекламных роликов, видео и художественных фильмах, выступал на сцене, участвовал в радио- и телепередачах. Преподает на сценарных курсах. Во время работы над пьесой велась переписка с американским автором и московским переводчиком. За постановку “Кражи со взломом” и взялся актер ТЮЗа режиссер-дебютант Евгений Дубовик. - Театрам нужно переходить на современную драматургию. Есть, конечно, процедурная проблема: необходимо договариваться с авторами, соблюдать авторские права. Но тем не менее наш театр поступает по закону, авторы обращаются в соответствующие органы, оформляют все необходимые документы, чтобы получать свои авторские начисления. Мы также выполнили все правовые нормы, чтобы все-таки рассказать зрителю эту современную историю. Евгений Дубовик назвал работу над “Кражей со взломом” всего актерско-режиссерского состава “великим соавторством всех четверых участников спектакля”. Партнерами Дубовика в спектакле стали Мария Коваленко, Владимир Крылов, Наталья Бардина. Алматинские театральные гурманы получили удовольствие от игры великолепного ансамбля актеров. - Евгений, что нового вы рассказали зрителю о любви? - Все мы живем в жестоком мире наживы, в котором трудно найти истинную любовь. Кажется, что она где-то далеко, там, где принцы скачут на белых конях... И вдруг среди людей, которые одержимы материальными ценностями, двое находят друг друга, воспламеняются любовью. И вспышка их чувства порождает такую же искру у другой пары... Как человек я понимал: это, наверное, то, что видно ангелам с неба, как цветок, который расцвел среди камней, двое сошлись, и возникла истинная любовь. Режиссер Евгений Дубовик в спектакле “Кража со взломом” распорядился судьбами героев на свое усмотрение. Одного из героев сделал киллером, хотя в пьесе о нем сказано “работает на правительство”. Дубовик написал обширный авторский текст, учитывая реалии современности. Они, эти приметы нашего времени, заставили режиссера отказаться от первоначального замысла по созданию декораций: - Я хотел видеть другую картинку по декорациям, но сдержали финансовые трудности не только нашего театра. Геополитическое положение в мире отразилось на финансировании спектаклей... Владимир Крылов: - По этому поводу Женя Дубовик и художник-постановщик Володя Пономарев придумали гениальную афишу - сердце, которое вскрывают, как сейф с хитроумным кодом. Отсюда мораль - красть не вещи, которые находятся в квартире, не об этом пьеса... Воровать и взламывать сердца! Вот о чем пьеса.
Евгений Дубовик: - В спектакле я иду по квартире, включаюсь как вор и понимаю, что воровать-то нечего! Накануне просил декораторов “накидать вещей”, чтобы оживить интерьер. Еще вчера были только полочки. Накидали! Появились две книжки и шахматная доска... Наверное, украл бы шахматную доску, засунул бы ее в портфель. Когда Евгений предлагал артистам ТЮЗа сыграть в своей постановке, они уточняли: есть ли приказ на спектакль? Узнавали, что его делают вне приказа, и отказывались: “Самодеятельность!”. Владимир Крылов согласился не сразу, но все же решил поддержать коллегу, ведь Евгений Дубовик всегда принимал участие в проектах Владимира Крылова. И его Лаутон стал феерическим украшением спектакля. - Участие Владимира Викторовича - это соавторство на уровне режиссуры. Помимо того, что все артисты творили каждый образ и спектакль в целом, именно с Владимиром Крыловым было много найдено. Восхитительное танго исполнили в ходе действа актеры - танец любви. Поставила его актриса и балетмейстер театра Кристина Золочевская. Евгений Дубовик понимал, что танец не может быть отдельным номером: - Тридцать секунд танго рождались долго. Но это и есть радость творчества! Новоиспеченному режиссеру пришлось решать и стратегические задачи - устраивать ли антракт? Ведь пьеса весьма динамична, первый акт короткий. Евгений решил, что не стоит лишать зрителя радости попить кофе в театральном буфете. - Но у автора антракт предусмотрен, поэтому мы его и оставили. Я и сам удивился тому, как короток первый акт. Видимо, таковы новые театральные формы. Люди спешат. В начале ХХ века, когда не было телевидения, кинематограф только зарождался, спектакли в театре шли по три дня! Да, сегодня в Москве некоторые спектакли идут по 8-10 часов, но в российской столице в зрительном зале сидят театралы-гурманы. Мы же здесь, в Алматы, создаем спектакли для зрителей, которые привыкли к гаджетам, у них дефицит свободного времени. Поэтому мы делаем емкое действо протяженностью в 2-2,5 часа. Люди приходят, смотрят и разбегаются по своим делам. Евгений признается, что актеры волновались, так бывает на первых спектаклях. - Но приходите на десятый спектакль, мы будем меньше волноваться! Что-то в сценах сбивается от волнения, эмоции не так ярко, может быть, мы подаем. Но мы вам показали то, что хотели! - Довольны ли вы своей постановкой как режиссер? - Да! Этот факт состоялся, я поставил спектакль. Нет такого ажиотажа: “Боже мой, я - режиссер!”. Это уже давно осозналось: “Сегодня я буду играть, и я - автор этой постановки”. Когда у тебя есть цель, ты уже воспринимаешь как должное то, что происходит. Ты идешь по намеченному пути, оказываясь в каких-то пунктах назначения, продолжая двигаться дальше... Поставил спектакль, не в лотерею же выиграл, когда испытываешь секундный восторг. Но ты осознанно идешь к цели и какие-то рубежи воспринимаешь как должное... В спектакле есть самая юная исполнительница роли ребенка - крошечная Мирослава Якута, она играет младенца и привносит в спектакль удивительную нотку чистоты, искренности, беззащитности и какой-то истинности... Ей даже театральный костюмчик сшили. Дочь работницы театра, специалиста по звуку Марии, Мирослава, которой от роду несколько месяцев, ни разу не заплакала, лишь на прогоне спектакля мирно заснула. Труппа с нежностью называет ее Скрипочкой. К слову, своим детям работники театра дают звучные имена - Мирослава, Ярославна, Дульсинея... Евгений комментирует: “Девочки рождаются! Это хорошо - значит, войны не будет, по приметам”. Девочка-младенец, ангел-ребенок впорхнул в спектакль и увидел любящие сердца у несовершенных людей...
Евгений Дубовик - актер и режиссер спектакля “Кража со взломом”, Мария Коваленко, Наталья Бардина, Владимир Крылов и крошечная Мирослава Якута - в сцене из спектакля |