|
Галина Галкина
Я оказалась в этом дворе, что по улице Мира между Джамбула и Шевченко, в поисках адреса частной компании. Прошла под аркой во двор и удивилась: как зелено здесь было и красиво. За решетчатой оградкой раскинулся зеленый ковер. Сочная травка, розы, астры. Сказочная елочка поодаль, подрастают ели-саженцы и крошечные сосенки, бережно огороженные колышками. На миг я забыла, зачем оказалась здесь. Позже, возвращаясь, увидела человека: он сидел на бревнышке, поливал газон. Я поинтересовалась: “Видимо, эта территория принадлежит какой-то компании?” “Нет, - ответил человек, - это наш двор”
Позже я познакомилась с Александром Петровичем Коваленко, жильцом одного из домов. Именно он и преобразил этот двор, который был когда-то обычным каменистым пространством с твердой, как асфальт, бесцветной землей.
Александр Петрович сквериком занимается три года. Его деятельность не вызвала одобрения соседей, наоборот, люди буквально ополчились против Петровича (так его зовут во дворе). Этот человек нарушил привычный ход вещей. Его в сердцах называли “ботаником” и отворачивались, проходя мимо.
Только основной участок Петрович копал девять месяцев: по полтора квадратных метра в день - ломом.
- Там был сплошной камень. Месяц работаю, потом еду в кузницу - мне там лом правят. Приезжаю назад и продолжаю копать. Тяжело очень пришлось.
Первый год камни копал вручную. “Вываживал” терпеливо. Четыре грузовика камней вывез. Платил по 6 тысяч за рейс.
А на втором участке мне уже не потянуть было. Заказали экскаватор.
Александр Петрович нанял экскаватор “Беларусь”. Пригласил сюда водителя “Беларуси”, он посмотрел территорию и назвал сумму - 45 тысяч.
- Мы согласились. Собрали с жителей двора, я - со своего подъезда: с тех, кто живет с достатком, у кого есть автомобили, собирали по пять тысяч тенге. С пенсионеров - по пятьсот тенге. Пригнали экскаватор, в течение двух с половиной дней он разрыхлил нам территорию двора, вскопал на 75 сантиметров почву. Мы выбрали камни, распланировали, засеяли травкой.
Летом поливал каждый день. Было жарко, я ночью вставал и поливал. Сначала территорию загородили, никого не пускали, пока не сделали четыре покоса, чтобы травка взялась. У меня есть косилка, купил ее для пользования. Стоит такая косилка 13,5 тысячи тенге. Как только четыре раза покосили траву, все разгородили, пустили детей.
Во время нашей беседы детишки радостно бегали по травке, играли в мяч, догоняли друг друга. Будто невзначай падали на траву и лежали в ней. Идиллическая картинка!
Елочки Александр Петрович покупал за свой счет - по 2 тысячи за штуку. Они уже третий год растут. В центре дворика стоит большая сказочная елочка. За нее Александр Петрович заплатил 12 тысяч тенге. В этом году взял сосенки (каждая по 700 тенге), защитил их колышками, пока растут. Цветы покупает и сажает на свой вкус - розы и астры.
Ограду ставили всем подъездом. Заплатили 70 тысяч тенге. Два участка ограды за свой счет заказал и поставил сосед - профессор Булат. Он тоже порой выходил летними вечерами во двор и сидел с Александром Петровичем на бревнышке. Общались соседи, любовались творением своих рук...
- Булат тоже любитель. Ухаживает за двумя своими участочками. Мы разделились.
Я вдыхаю прохладный воздух дворика.
- У Вас тут райский уголок!
- Рая пока нет... Но года через три будет уже хорошо.
Сначала люди роптали, с нескрываемым неодобрением называли соседа-энтузиаста “ботаником”. Привыкли мусор носить через весь двор. А тут все загородили. “Ботаник” столбы понаставил, все перегородил, травку посеял. Ей надо было время дать. Позаботился Петрович, разгородил проход - больше метра, чтобы мусор можно было носить к бакам. А соседи не хотели по проходу, хотели по привычке - через весь двор. И, чтобы досадить “ботанику”, бросали пакеты с мусором прямо в его огород, ухоженный, засаженный травой и цветами...
Весь двор, где сейчас растут трава и цветы и играют дети, автомобилисты использовали для маневров при заезде в гаражи.
- Мы поставили столбы, чтобы здесь не ездили. Выгородили те два гаража. Владельцы были сильно недовольны. Когда освобождал землю от камней, то горки камней свалил рядом с гаражом - временно. Видите, я еще под забор часть камней понапихал. Загородил торцевую часть контейнера. Не мог сразу камни вывезти. И вот хозяин контейнера заехал сюда, а я поливал участок. Он в ярости кинулся, обозвал “ботаником”, ругнулся в бога мать и кинулся на меня: “Что ты тут столбов понаставил, мой гараж загородил?” А я поливал водным пистолетом, который имеет сильную струю. Попал в стоечку, от нее брызнуло и в него попало. Он кинулся на меня с кулаками. Выскочил второй мужик. Тут женщина-соседка закричала. Тогда хозяин гаража перескочил через ограду, сел на машину и уехал. Камни лежали, но это было временно. Надо было немного потерпеть. Потом я грузовик нанял, вывез камни.
- Неужели до сих пор соседи недовольны? Сюда к Вам можно на экскурсии ходить, любоваться тем, что Вы сделали!
- Уже перестали ругаться. Теперь они сами замечания делают другим, если кто-то мусор кинет, бумажку... Соседи стали беречь наш двор. Следят за порядком. Когда площадку делали, засаживали травой, тоже возмущались: “Вот, перегородил все!” А сейчас радуются. Дети бегают по травке.
Траву Петрович покупал - в килограммах - в магазине “Природа”, что на Утепова и Гагарина. На базаре брал клевер. На основной участок травку газонную приобретали уже всем двором - 25 тысяч тенге собрали. Тот участок, который экскаватор “Беларусь” обрабатывал, со всеми расходами обошелся в 112 тысяч тенге. Зато как хорошо стало! Деньги не зря были потрачены.
- Как Вы организовали полив?
- Вначале своей водой поливал. А потом КСК на себя расходы за полив взяло. Установили счетчик.
- А они сразу на это пошли?
- Ну, конечно, вся наша работа для КСК была бесплатной. За все мы сами платили, всю работу сами делали. Все, что им осталось, - оплатить воду для полива.
- Что самым трудным было для Вас? Наверное, те девять месяцев, когда Вы ломом вскапывали землю и камни корчевали?
- Труднее всего, когда люди негативно относятся к тому, что мы делали. Одна женщина пришла ко мне со словами: “Тебе кто разрешал копать? Кто тебе дал право на копку? Значит, с какой-то выгодой? Так бы просто ты не делал!” Дремучие люди...
Сейчас недоброжелатели и порицатели деятельности Александра Петровича уже помалкивают.
И какая выгода Петровичу, кроме радости и удовольствия от зелени, елей и сосен, роз, астр! Он искренне радуется, когда дети высыпают во двор и резвятся на зеленом газоне. Какая выгода, если сплошные расходы с участком этим. Хорошо, что соседи вскладчину что-то приобретали. А в основном на свою пенсию, да дочь иногда деньги давала на благое дело.
- Двор постепенно преображается. Посмотрите, там соседи уже сами елочки посадили, там - цветы. Главное - начать! А потом люди сами тянутся.
Мы прошли вдоль дома в глубь двора. Александр Петрович показал газончик, где высажены цветы. Это уже сделали соседи - самостоятельно.
- Человек живет на пятом этаже, воду ведром носит, поливает свои цветы.
У Петровича есть подсобка, в которой хранится все необходимое для ухода за зеленым двором. Стоят два велосипеда - внучки катаются. А Петрович смущается, ему кажется, что в подсобке беспорядок: вот, строители мусор свой здесь оставили.
Александр Петрович до пенсии работал начальником управления “Средазэнергохимзащита”. По образованию он инженер-металлург, 24 года проработал в энергетике, из них 15 лет - начальником управления здесь, в Алма-Ате.
- Подчинялся Москве. Работал в пяти республиках. От Каспийского моря и до Кустаная - на тепловых станциях, гидростанциях. Привлекали работать в России на атомных станциях. Порядка 40-45 человек у меня каждый месяц были в командировках. Мы занимались защитой оборудования металлоконструкций от кислот, щелочей и нейтральной среды. Работа была очень интересная. 11 лет просидел в Экибастузе.
Каждый месяц по пятнадцать-двадцать дней.
- В те годы это была всесоюзная ударная стройка?
- Числилась на контроле союзного министра энергетики. У него было двенадцать заместителей, и кто-то из них постоянно присутствовал на Экибастузе: один уезжает, другой приезжает. Такой контроль был... Министры менялись, а мы-то - нет. Но работать было интересно. Сейчас делать нечего, вот занимаюсь этим. И стал чувствовать себя лучше, интерес появился особенный к жизни.
Вы знаете, и климат меняется там, где вы посадили траву, деревья, цветы. То, что здесь посажено, живет и дышит. Летом вечерами душно было дома, в квартире. Но во дворе стояла прохлада, свежесть. Женщины и дети нашего и соседних домов собирались здесь. Конечно, все зависит от человеческих рук. Относитесь с любовью к природе, родному городу. И все получится, стоит приложить руки. |